Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Памяти Натальи Крымовой
Дата публикации:  9 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Умерла Наталья Анатольевна Крымова. Грустно начинается год.

Она давно уже, как говорится, ушла из профессии, не выходили ее статьи; те, кого это интересовало, знали, что Наталья Анатольевна больна, хотя время от времени ее еще можно было встретить в театре. Знакомых она узнавала, но сознание быстро заслонялось какими-то чужими впечатлениями.

Смерть знаменитого актера можно обойти молчанием хотя бы потому, что о ней и о нем и без нашего участия оповестят газеты и телевизионные каналы. Сказать слово о Крымовой необходимо. Она была непререкаемым авторитетом в нашей профессии. Ее статьи не устарели, а сегодня, в пору, как она сама выражалась, бедствия и одичания, как будто оправдывают наши собственные скромные опыты. Когда эти опыты учитывают бедствие и одичание и в меру сил пытаются им противостоять.

Я не знаю всех подробностей ее биографии, но верю старшим коллегам, которые в один голос говорят: Крымова могла без страха и упрека обернуться и посмотреть назад, в ее жизни не было статей или поступков, за которые следовало бы корить себя, тем более - стыдиться. Она была, пожалуй, последним представителем поколения, для которого нравственное и эстетическое в искусстве шло неразрывно, бок о бок и друг без друга существовать не могли. Вопрос "Критик, зачем ты?" в ее исполнении был адресован прежде всего к себе самой, и она на него отвечала каждодневно. Может быть, поэтому, даже когда она сначала стала выступать реже, а потом и вовсе перестала заниматься "ежедневной театральной критикой", Крымова оставалась безусловным авторитетом. Не только в критической среде, но - что, конечно, важнее! - в кругу актеров и режиссеров. Не забыть, что в 93-м году, когда "Независимая газета" обратилась к актерам и режиссерам с вопросом о наиболее авторитетных критиках, Крымова стала безусловным лидером. А в опросе участвовали сто с лишним мэтров, народных и заслуженных, первачей. Отмечали, что статьи ее перестали выходить с прежней регулярностью, но говорили - сравнить ее не с кем. А тогда ведь было еще с кем сравнивать. И сама ситуация в критике не была такой смутной и муторной, как сегодня.

Сегодня - не с кем. Для Крымовой театральная критика не была внутренним, цеховым жанром, свои статьи она писала, обращаясь к широкой публике, и потому так важно было для нее само слово, его литературная огранка, потому к Крымовой вернее всего было бы приложить определение не критик, а литератор (об этом на панихиде очень точно сказала Вера Максимова; к слову, ровесник Крымовой и ее коллега по работе в журнале "Театр", Александр Петрович Свободин так, бывало, и подписывался).

Жена великого Анатолия Эфроса. Вдова великого Анатолия Эфроса. Она собрала и издала неизданное, выполнив все возможные долги перед мужем, величие которого ей не было нужды выдумывать и сочинять, но ему это - равное - соседство, соучастие, соединомыслие было, думается, необходимо, нужно.

Многие мемуаристы донесли до нас образ недоступной Ахматовой, которой и нищета не мешала идти с гордо поднятой головой и сохранять величественность. Крымова тоже умела быть величественной. И недоступной. Ей нельзя было запросто позвонить или зайти к ней без повода. Зато даже сдачу статьи, обыкновенное, рутинное дело она могла обставить как подлинный праздник, как событие из ряда вон выходящее, так что стопочка листков, исписанных ее ровным почерком, брали в руки как ценный дар. И она умела - на мгновение - сократить дистанцию. И эти минуты разговоров с ней на ее кухне или в комнате в их большой квартире (уже без Эфроса) в памяти остались как такой же дар. Судьбы? Или ее подарок тем, кого она выбирала для таких разговоров? Или кто попадался в минуту, когда таких разговоров ей хотелось?

Она чувствовала театр там, где театр попадался ей под руку. А это не обязательно случалось на сцене. И умела дать ему верную цену. Так, например, вышло с Высоцким, которого первым не как актера, а как поэта, но поэта, насквозь пронизанного театром (или театр пронизал его поэзию?), оценила Наталья Крымова.

Хочется говорить и говорить. И быть услышанным ею.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Муравьева, Польский стандарт /30.12/
На фоне текущего репертуара русского Большого театра, с его унылой сезонной премьерой "Снегурочки" и прощальными спектаклями вымученной певцами иноземной "Адриены Лекуврер", представления польской оперы в сверкающем золотом ярусов зале выглядели настоящей рождественской сказкой.
Вера Максимова, Сергей Маковецкий и его друзья. Разговор на полпути к вершине /23.12/
Многочисленных интервьюеров он провоцирует на самые острые вопросы и никогда не уходит от ответов. Не видит ничего оскорбительного в том, что именно ему было предложено сыграть в кино маньяка и убийцу Чикатило, а отказ от роли объясняет лишь тем, что не нашел в себе необходимых для нее качеств.
Максим Рейдер, В постели с городским головой /20.12/
О "Ревизоре" мы знаем все: что это - политическая сатира и комедия нравов, что язык Гоголя богат и образен. Но английскому "Театру безумного ангела", гастроли которого проходят в Израиле, есть чем удивить зрителя. Текст "Ревизора" тут сведен до минимума, а идея пьесы видится режиссеру Стивену Уоссону совсем не так, как нам.
Ирина Рождественская, Ленинградский хор /19.12/
Пьесу Александра Володина начала 70-х Александр Галибин поставил не столько о любви, сколько о времени. В Володине режиссер открывает предшественника Петрушевской с ее картинками советского бытия - и едва не теряет поэта. Но это и есть та "уходящая натура" ушедшего уже столетия, которая отчасти смягчала все его, столетия, катаклизмы.
Ольга Субботина, Я абсолютно несравненная! /18.12/
Интервью с режиссером. Режиссер - тот, кто выпускает спектакли. Бывает, люди имеют диплом, но репетируют три года, а выпустить премьеру не могут. Возможно, задумки гениальны, но важен же результат, готовый спектакль. У нас на курсе в ГИТИСе училось всего шесть человек, а поступали тысячи. Режиссерами сейчас работают трое.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru