Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20030114_zas.html

Новый жанр и новый зритель
К очередной премьере очередного мюзикла. Накануне "Иствикских ведьм"

Григорий Заславский

Дата публикации:  14 Января 2003

Мюзикл - дело для России новое. Да и не для России, которой мюзикл до сих пор неведом, - для Москвы, которая открыла для себя мюзикл как новый для отечественного уха и отечественного глаза жанр. Как, прошу прощения, энтертейнмент, вид отдыха.

Внове скорость, с какой они возникают в Москве, открывая все новые возможности столичной недвижимости. Внове подробность, с какой еще потенциальных зрителей информируют о каждом следующем шаге: приехал продюсер, прослушали еще пятьсот претендентов, завезли прожекторы... Внове и то, как стремительно могут покидать подмостки спектакли, в которые вложены - и это новость! - миллионы долларов.

Сколько бы не искали мы в недрах отечественной нашей театральной истории истоки мюзикла и нынешнего повального увлечения этим жанром, таковых не найдем. Рок-оперы Театра имени Ленинского комсомола и еще в меньшей степени - мюзиклы, поставленные в детском музыкальном театре "Экспромт" народной артисткой РСФСР Людмилой Ивановой, имеют куда больше различий, нежели сходства с тем, что называется мюзиклом сегодня, - с "Метро", "Норд-Остом"), "Нотр-Дам де Пари", "Чикаго", "42-й улицей" (Людмилу Иванову мы вспомнили не для красного словца: в пору выхода премьеры "Чикаго" замечательная артистка, более всего знаменитая ролью профсоюзной активистки в фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман", попыталась отстоять свое первородство и право зваться первопроходцем на пути "освоения" мюзикла в России).

Истоки мюзикла и нынешнего любопытства и спроса на этот театральный продукт у нас, в России, следует искать, на мой взгляд, вообще не в театре. Как курица не птица, а Болгария прежде не считалась заграницей, так и мюзикл - не совсем театр и не совсем театральный жанр.

Очевидно, что на мюзиклы идут не только те, кого принято называть театралами. Не боясь ошибиться, возьмусь утверждать, что среди тех, кто выкладывает немалые деньги за билет на "Чикаго" или "Нотр-Дам де Пари", вообще немного тех, кто привык ходить в театр. И те, кто делает мюзиклы, рассчитывают явно на других зрителей, рекрутируя их там, где прежде не искали (и не видали) восторженных почитателей сцены.

Обычные театры, конечно, не в силах оплатить бесчисленные плакаты и флайерсы, и рекламные ролики, и сюжеты в теленовостях, и приглашение во все мыслимые и немыслимые телепрограммы. Но и потребности такой √ в таких масштабах √ у них нет. А те, кто делают мюзиклы, знают, где обитает их зритель. Где ходит, где проезжает, что читает и смотрит. На самом деле, они знают друг друга в лицо. Милого они узнают по походке (в том числе).

Глупо ругать театральное действо, игнорируя успех у публики. И странно выглядит рецензент, который указывает режиссеру на дверь, в то время как зал млеет от удовольствия, радуясь, что "ему сделали красиво". Зритель - тот же покупатель, а покупатель, как известно, всегда прав.

Но мюзикл от обычного театра отличается тем (в первую очередь), что он это покупательское начало всякого зрителя ставит всегда впереди. Здесь все - для удовольствия, ничего - в тягость.

Очевидно, что мюзиклы "придуманы" для тех, кто с большим удовольствием пошел бы в ночной клуб или - еще смелее - на стриптиз, но то ли потому, что такое времяпровождение позволить себе не может, то ли по какой другой нужде, он идет в театр. Но театр выбирает соответствующий, существующий на стыке театра и ночного клуба, театра и варьете. А это ведь и есть мюзикл.

Сконцентрируем мысль: мюзикл - это театр для тех, кто в театр идти не хочет. Мягче говоря, - кто хотел бы пойти совсем не в театр. Мюзикл - это стриптиз, на который можно отправиться вместе с супругой. Красивые женщины будут всенепременно, а предосудительного - с точки зрения даже пуритански настроенных граждан - почти ничего. Окончательно минимизируя отличие от ночного клуба, цены на мюзикл близки к ценам в круглосуточно работающие увеселительные заведения.

Наличие разного рода сопутствующих товаров мы вправе интерпретировать именно как осознание теми, кто занят в изготовлении мюзиклов, недостаточности собственных художественных свершений. Всяческие футболки, бейсболки, ручки, тарелки, пластинки и проч., "сопровождающие" основное (вроде бы) действо и основное (вроде бы) удовольствие, - что, как не попытка заполнить пустоты, остающиеся после спектакля. Конечно, тут и простое и понятное желание всеми силами "отбить" вложенные миллионы долларов (хотя бы и продажей рекламной продукции). Но согласитесь, выше высказанные соображения тоже небеспочвенны.