Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Культура или шоу-бизнес / Обзоры / Театр < Вы здесь
Новый жанр и новый зритель
К очередной премьере очередного мюзикла. Накануне "Иствикских ведьм"

Дата публикации:  14 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мюзикл - дело для России новое. Да и не для России, которой мюзикл до сих пор неведом, - для Москвы, которая открыла для себя мюзикл как новый для отечественного уха и отечественного глаза жанр. Как, прошу прощения, энтертейнмент, вид отдыха.

Внове скорость, с какой они возникают в Москве, открывая все новые возможности столичной недвижимости. Внове подробность, с какой еще потенциальных зрителей информируют о каждом следующем шаге: приехал продюсер, прослушали еще пятьсот претендентов, завезли прожекторы... Внове и то, как стремительно могут покидать подмостки спектакли, в которые вложены - и это новость! - миллионы долларов.

Сколько бы не искали мы в недрах отечественной нашей театральной истории истоки мюзикла и нынешнего повального увлечения этим жанром, таковых не найдем. Рок-оперы Театра имени Ленинского комсомола и еще в меньшей степени - мюзиклы, поставленные в детском музыкальном театре "Экспромт" народной артисткой РСФСР Людмилой Ивановой, имеют куда больше различий, нежели сходства с тем, что называется мюзиклом сегодня, - с "Метро", "Норд-Остом"), "Нотр-Дам де Пари", "Чикаго", "42-й улицей" (Людмилу Иванову мы вспомнили не для красного словца: в пору выхода премьеры "Чикаго" замечательная артистка, более всего знаменитая ролью профсоюзной активистки в фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман", попыталась отстоять свое первородство и право зваться первопроходцем на пути "освоения" мюзикла в России).

Истоки мюзикла и нынешнего любопытства и спроса на этот театральный продукт у нас, в России, следует искать, на мой взгляд, вообще не в театре. Как курица не птица, а Болгария прежде не считалась заграницей, так и мюзикл - не совсем театр и не совсем театральный жанр.

Очевидно, что на мюзиклы идут не только те, кого принято называть театралами. Не боясь ошибиться, возьмусь утверждать, что среди тех, кто выкладывает немалые деньги за билет на "Чикаго" или "Нотр-Дам де Пари", вообще немного тех, кто привык ходить в театр. И те, кто делает мюзиклы, рассчитывают явно на других зрителей, рекрутируя их там, где прежде не искали (и не видали) восторженных почитателей сцены.

Обычные театры, конечно, не в силах оплатить бесчисленные плакаты и флайерсы, и рекламные ролики, и сюжеты в теленовостях, и приглашение во все мыслимые и немыслимые телепрограммы. Но и потребности такой √ в таких масштабах √ у них нет. А те, кто делают мюзиклы, знают, где обитает их зритель. Где ходит, где проезжает, что читает и смотрит. На самом деле, они знают друг друга в лицо. Милого они узнают по походке (в том числе).

Глупо ругать театральное действо, игнорируя успех у публики. И странно выглядит рецензент, который указывает режиссеру на дверь, в то время как зал млеет от удовольствия, радуясь, что "ему сделали красиво". Зритель - тот же покупатель, а покупатель, как известно, всегда прав.

Но мюзикл от обычного театра отличается тем (в первую очередь), что он это покупательское начало всякого зрителя ставит всегда впереди. Здесь все - для удовольствия, ничего - в тягость.

Очевидно, что мюзиклы "придуманы" для тех, кто с большим удовольствием пошел бы в ночной клуб или - еще смелее - на стриптиз, но то ли потому, что такое времяпровождение позволить себе не может, то ли по какой другой нужде, он идет в театр. Но театр выбирает соответствующий, существующий на стыке театра и ночного клуба, театра и варьете. А это ведь и есть мюзикл.

Сконцентрируем мысль: мюзикл - это театр для тех, кто в театр идти не хочет. Мягче говоря, - кто хотел бы пойти совсем не в театр. Мюзикл - это стриптиз, на который можно отправиться вместе с супругой. Красивые женщины будут всенепременно, а предосудительного - с точки зрения даже пуритански настроенных граждан - почти ничего. Окончательно минимизируя отличие от ночного клуба, цены на мюзикл близки к ценам в круглосуточно работающие увеселительные заведения.

Наличие разного рода сопутствующих товаров мы вправе интерпретировать именно как осознание теми, кто занят в изготовлении мюзиклов, недостаточности собственных художественных свершений. Всяческие футболки, бейсболки, ручки, тарелки, пластинки и проч., "сопровождающие" основное (вроде бы) действо и основное (вроде бы) удовольствие, - что, как не попытка заполнить пустоты, остающиеся после спектакля. Конечно, тут и простое и понятное желание всеми силами "отбить" вложенные миллионы долларов (хотя бы и продажей рекламной продукции). Но согласитесь, выше высказанные соображения тоже небеспочвенны.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Культура или шоу-бизнес' (архив темы):
Александр Дугин, Непрерывной холизм Тани Булановой /20.09/
Таня Буланова уже сообщила нам со всей возможной фундаментальностью - "что наше лето - зима". Это абсолютно гениальные, профетические строки. Кто еще так лаконично, неотразимо, жестоко и по-кошачьи смог бы выпалить великую метафизическую тайну - "наше лето - зима".
Ирина Виноградова, Такой Большой театр /10.09/
Вместе с премьерой "Турандот" зрителям предложены билеты по новым ценам. Теперь за далеко не лучшие места на наиболее ходовые спектакли предлагается заплатить от тысячи рублей. В своих интервью руководители театра говорили, что цены надо повышать до тех пор, пока из-под колонн не исчезнут спекулянты, то есть не будет найден баланс между спросом и предложением.
Анатолий Васильев: между творчеством и оргвопросами /04.09/
Прошедшая на днях информация о том, как в Цюрихе освободили от интендантской должности европейски знаменитого режиссера Кристофа Марталера, вполне вероятно, что актуализирует прежние претензии к нашим высокоавторитетным в художественной среде мэтрам. Ведь Марталера отставили именно за то, что тот не сумел обеспечить высокую посещаемость своим элитарным театральным экспериментам.
Юрий Симонов, Где нет школы, царствует любительщина /14.08/
За четыре года оркестр вновь набрал силу. Это подтвердили не только праздничные концерты, обласканные прессой. Критики включили коллектив в тройку лучших московских оркестров.
Екатерина Барабаш, И зачем же ты, малина, Кончаловского сманила? /02.08/
Фильмы Китано, невероятно жестокие и кровавые, во-первых, все равно по количеству разлитой по экрану крови ни в какое сравнение не идут с последним детищем молодого Кончаловского, а во-вторых, по степени бессмысленности жестокость "Антикиллера" зашкаливает.
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru