|
||
/ Обзоры / Театр < Вы здесь |
Сергей Маковецкий и его друзья. Разговор на полпути к вершине Окончание Дата публикации: 16 Января 2003 получить по E-mail версия для печати В фильме "Русский бунт" по "Капитанской дочке" Маковецкий играет "Историю пустой души" Х1Х века, а не Швабрина - злодея и предателя, каким написал его Пушкин.
Сцена пляски в фильме потрясает. Пугачев велит Швабрину, который уже в кафтане и бороде, как у остальных повстанцев, - плясать. Начинается дикий перепляс двоих. Это не вызов Хозяину, а какое-то совсем другое состояние. Нарастающий, смертельный, азарт игрока. Страха нет, и глаз у Швабрина уже сумасшедший. Если бы они плясали дальше, то бросились бы друг на друга - и смертоубийство состоялось бы. Швабрин не только хочет переплясать Пугачева, но доказать себе и Емельяну, что он сильнее, что он не трус. Хоть в танце, но взять верх над Хозяином. Два сильных зверя сошлись в поединке и в каждое мгновение могут вцепиться друг в друга. А когда уже все произошло и Пугачев проиграл свою игру, для Швабрина наступает великая пустота. В отличие от того, что написал Пушкин, в фильме он пытается застрелиться, но пистолет дает осечку, и в это время его берут под стражу. Далее следует дознание, на котором Швабрин, снова не так, как у Пушкина, совершенно спокоен, бесстрастно лжет, оговаривает Гринева, как тот ездил от Пугачева в правительственные войска и предавал товарищей. И во время публичной казни не чувствует позора, не замечает, что над его головой ломают офицерскую саблю. Он не хотел репетировать шекспировского Мальволио. Ни разу не улыбнулся, пока читали пьесу, которая показалась скучной. Много работал в то время; наступила эмоциональная усталость, почти депрессия, и вместе с тем пришли мысли: а что еще в театре может его удивить, увлечь? Хитрил, искал повода, чтобы не являться на репетицию. Владимир Мирзоев дал ему возможность выбора. Сказал: "Если согласишься, я буду рад. Если откажешься, - пойму". Это была первая у Маковецкого депрессия. И как он радовася потом, что пересилил себя, преодолел ощущение скуки.
Режиссер сталкивал и сводил в спектакле театры разных эпох и стилей. От античного и классицистского до уличного, китчевого, хулиганского наших дней. Мальволио-Маковецкий представительствовал от классицизма. Не ходил, а шествовал; не протягивал руку, а простирал, воздевал ее. Не говорил, а патетически резонерствовал. С придворными и слугами Оливии общался как с безумцами, едва их замечая. Человек - отдельность жил в полном довольстве собой. В спектакле было много лишнего, отвлекающего озорства, дуракавалянья, подчас - препохабного. Графиня Оливия "совокуплялась" с дырявой доской и, закурив длинную пахитоску, пела песенку Мерилин Монро. Виола, жесткие угольные волосы которой стояли иглами, как у Бабановой в легендарной роли Боя ("Рычи, Китай!"), - передразнивала великую советскую актрису. Сэр Эндрью - скакал на деревянной лошадке. Горланя блатные песни, возникала некая "современная" Оля с морковно накрашенными щеками. Становилось жалко актеров, занятых чепухой. И Мальволио забавлялся трюками не меньше других. Драгоценный перстень Оливии с усердием напяливал на палец ноги. Предаваясь мечтаньям, закручивал (заводил, как часовой механизм) ухо слуги Курио. Учил Тоби кланяться "по-русски", лбом об пол. Текст письма читал то по складам, то с иностранным акцентом, а поняв наконец смысл написанного, на мгновение терял расссудок. Его подымали на руки. Он вопил: "Хвала небу! Я счастлив!", а ладони слуги Курио порхали у него за спиной, словно ангельские крылья. И т.д. Однако в финале у него, единственного из всех исполнителей мирзоевской "Двенадцатой ночи", сквозь клоунское, шутовское, манекенное, горько и горестно проступал человек. Когда Мальволио спрашивал хулиганов: "Где ваши честь, ум, совесть?" Когда в темноте финала по-чеховски взывал: "Выведите меня отсюда!" Слышался вопль не шута, а страдающего в унижении, страхе и одиночестве человека. Какое-то время назад, когда его спрашивали, что бы он хотел сыграть в Вахтанговском театре, на большой, своей сцене, он отвечал не задумываясь: "Хочу ролей масштаба Галимара, Коврина, Мальволио... Вот таких ролей для себя хочу в вахтанговском театре, а не на стороне..." Сегодня положение знаменитого Маковецкого изменилось. На вахтанговской сцене идет "Амфитрион" с ним в главной роли, есть Яго в "Отелло". В гоголевском "Ревизоре", где он мечтал сыграть Хлестакова, у режиссера-гостя, литовца Римаса Туминаса, теперь играет Городничего. Друг и партнер по многим спектаклям, Максим Суханов, в одном из поздравлений написал, что очень ценит в Маковецком "умение собственную жизненную неожиданность трансформировать в неожиданность ролей". "Не неожиданных" ролей у Маковецкого, пожалуй, и нет, напротив - обескураживающие, ошеломляющие, резко рвущие с традицией исполнения, наделяемые новым смыслом. С первого явления на сцену величественный, плавны и бледный, как мертвец, его Городничий в "Ревизоре" пророчит катастрофу, стенает, заклинает то ли подопечных, то ли судьбу. В распахнутой шинели, с рыжим мехом на плечах (крашеной кошки или диковинного зверя), с кривой саблей наголо, которая нет-нет да и летит с высоты, вонзаясь в старые доски сцены, то бишь в прах земли. Этот Городничий похож не на хозяина захолустья, а на Героя, Наполеона, властителя, вождя. А когда по наклонной доске с широко распахнутыми руками восходит наверх, в воздушное пространство, то кажется распятым мучеником, проповдеником - первохристианином на кресте. Здесь не помутнение разума от страха. Здесь крах самообольщения. Городничий видит себя прекрасным, величественным, отважным. Про безгрешность не врет, а искренне верит, что он и есть такой. Годы живет в подобном сознании. И вдруг - какая-то мерзость, проза, пошлость жизни: ревизия, ревизор из Петербурга, из столицы, о которой Городничий и думать забыл. Словно плакальщик древности, он отпевает себя. Трогательный в самообольщении, печалится над собой. Сочиняя на обрывке гостиничного счета записку жене, гусиным пером манипулирует, словно поэт - Пушкин или Дельвиг. То отступает от листа, то кидается писать, то задумывается вдохновенно, закидывает профиль к небесам, опускает подбородок на узкую ладонь. Заполнив весь первый акт знакомым до последней буквы монологом, не единожды не изменив интонации заклинания - увещевания судьбы и людей, актер дает нам ощутить выразительность сценической монотонности, мощь "нерасцвеченного", обнаженного гоголевского слова, потаенную в нем смеховую энергию. Не Гоголь - создатель "натуральной школы", а Гоголь таинственных иррациональных сил, творец "гениальных схем" и "гениальных причуд", любящий свои фантастические сны; Гоголь "необъятных горизонтов и панорам" оживает в спектакле Римаса Туминаса, несовершенном, но упоительно талантливом, так много наперед говорящем, где в центре - изумительное актерское творение Маковецкого. О настоящих своих ролях и о тех людях, кто эти роли сочинили, во времена, когда все жалуются на чернуху, порнуху в сценариях, на безрежиссерье в театре и в кино, недоверчивый и требовательный Маковецкий говорит почти с детской восторженностью:
В увлечении Маковецкий может пересказать весь фильм (или спектакль). Так подробно, зримо, просто, как рассказывают детям. Но в неспешном, с отвлечениями повествовании чудится еще какая-то добавочная и очень важная для актера цель. Уже сыграв роль или сюжетную коллизию, он словно выясняет, уточняет то, что могло быть еще сыграно, договорено, называет тайны и загадки. Так он говорит о фильме Миндадзе-Абдрашитова "Пьеса для пассажира" ("Большая постановка жизни"). О том, как в поезде встречаются два человека - Проводник и Пассажир, задают друг другу ничего не значащие вопросы: "Вы кто?.." - "А вы кто?.." И вдруг респектабельный Пассажир из "новых русских", который уже забронировал номер-люкс в роскошном южном отеле, предлагает Проводнику: "Я сниму у вас квартиру..." Тот немедленно откликается: "Вам моя халупа не подойдет... Или вы такой жадный, как все миллионеры?"
И пассажир, который едет с молодой женой, в дорогом СВ, сходит с поезда, не доехав до места, и снимает-таки чердак у проводника...
Рассказывая о своих ролях, как о живых людях, Маковецкий избегает - не любит, боится - определенности, категоричности. Недоговоренности и тайны, варианты возможных смыслов ему интересней ответов. Так он выбрал роль Друга в фильме Ивана Дыховичного "Прорва". Мог сыграть и другие. Например - гебиста - Василия, - который обольщает женщин и насилует их, - курносый, небольшого роста, похожий на Василия Сталина... Но выбрал Друга при молодом талантливом Поэте - человека без имени, отчества и фамилии; не главный в фильме персонаж. Приступая к роли, беспокоился, как бы не скатиться в пошлость или в глупость, не сыграть дурака или стукача - образца 1937 года. Друг не "стучит" на затравленного гебистами Поэта и, чувствуя его близкую гибель, кажется, даже жалеет талантливого юношу. Он не крадет и его чудесные стихи. Выпрашивает их на будущее (до благополучных времен), когда стихам "придет черед", они станут драгоценными, а он - их благородным хранителем, "духовным братом" погибшего. Друг постоянно присутствует, "трется" возле Поэта. Неслышный, мягкий, сочувствующий, возникает в самых неожиданных местах - то из-за статуи стального матроса в метро на "Площади Революции", то возле сверкающих фонтанов Выставки Народного хозяйства, то ранним утром на лестнице старого московского дома. Возникает подозрение, не следит ли он за несчастным? Но нет, "не следит", а всего лишь следует за ним, скрашивает последнее одиночество Поэта. При этом не утешает и не возмущается, хотя бы шепотом, не ободряет жертву надеждой. Кажется, они рядом, вместе, на самом деле - Друг на безопасной стороне. Есть такие люди, выживающие при любых обстоятельствах и при этом не теряющие уважения к себе. Провожают друзей на тот свет без особых угрызений совести, а сострадать, стенать, обличать главных виновников будут много позже. В "Прорве" Маковецкий сыграл искренность подлеца, который никогда не позволит себе поверить, что он подлец.
Как и его сверстников, Маковецкого мало интересует политика. Агитируют, митингуют, стоят ораторами на трибунах, участвуют в группах поддержки, помогают на выборах (сегодня уже - "подустав", как бы по инерции, но всегда за немалую "мзду"), благодарят, сердечно дружат с властью, заглядывая в глаза новому начальству, - старшие.
В гражданских битвах нового времени не задействованный, не любящий политических аллюзий, размышляя вслух о своих ролях, Маковецкий, однако, от политики уйти не может. Говорит об искренности подлеца - Друга, но еще больше о нетленном "искусстве выживания", о миллионах занавесок, что бесшумно опустились на окнах в годы сталинизма и гитлеризма. Играет "не пушкинского" Швабрина и заставляет думать о вольном человеческом выборе и выборе по принуждению, о цене предательства и цене благородства. В "Пьесе для пассажира" говорит о тщете суда над виноватыми в прошлые годы и о том, что наградить невиновных и правых, воздать им - поздно. Маковецкий знает о странном приказе, существующем для офицеров и солдат Армии Израиля. (Невероятном, аморальном с нашей, русской точки зрения.) Если попавшему в плен угрожают пытки и смерть, он имеет право выдавать все. Человек иного поколения, детской памятью помнящая войну, Зою Космодемьянскую, подвиги молодогвардейцев, я ужасаюсь. Он же, живущий в новом российском измерении, уже усвоивший правило более всего ценить человеческую жизнь, объясняет чужой приказ с позиций своего опыта и возраста. Кто из нас прав - если бы знать!..
Большой, тотальный успех в театре и кино Маковецкого не пугает. Сам себе он желает не устать до времени, не потерять интереса к жизни и к профессии. Пока он еще не устал, хотя, конечно, стрессы бывают Он очень занят, и у него мало свободного времени. А когда оно есть, он не знает, как им распорядиться. Вот поедет отдыхать в Киев, на десять дней. Но уже думает о возвращении, о том, что будет играть "Рогатку" у Виктюка и "Лунный свет"... Потом отправится на небольшие гастроли, а в августе уже и съемки начнутся. Он не верит, что в театре не бывает друзей. Друзья у него есть, театральные и не театральные. Старшее вахтанговское поколение любило собираться в сером приземистом особняке на Арбате. Там был их театральный Дом и главное место жизни. Все праздники проводили сообща. "Кампанию" Маковецкого можно часто видеть на седьмом этаже Центрального Дома Актера, в "апартаментах" молодежной секции. Новые знаменитости и звезды, числом до сотни, они собираются не для серьезных разговоров и "свободных, дискуссионных трибун", а чтобы подурачиться, повеселить друг друга, сбросить усталость. Празднуют Пасху и Масленицу. В будние вечера едят горячую гречневую кашу из одной кастрюли "имени их любимицы и руководительницы Люси Черновской"; распивают пол-литра на десятерых. Их капустники на праздновании Старого Нового года знамениты по всей Москве. Посторонние и ветераны допускаются с большой неохотой.
поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||