Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
"Они обречены на вечность..."
"Пилат" в Государственном академическом театре им.К.Марджанишвили (Тбилиси), 2003. Постановка Темура Чхеидзе. Главная роль - Отар Мегвинетухуцеси

Дата публикации:  4 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Спектакли Т.Чхеидзе не зрелищны по определению. В них нет высокого напряжения, способного потрясти. Мысль о зрелищности вызвана ощущением скуки, но ей необходимо поддаться хотя бы потому, что в жизни мы большей частью сталкиваемся именно со скукой, иначе - вторжением "времени в нашу систему ценностей. Вряд ли скука хороша для театра, если позволяет зевнуть, но, не располагая к многослойности восприятия, скука избавляет от иллюзий и создает прекрасный фон для взлетных моментов спектакля и игры актеров.

"Пилат" (спектакль в силу разных причин имел несколько редакций) идет на грузинском языке, но для русского зрителя, знающего роман наизусть, не составит труда понять суть. Философское содержание ясно; ясно, что сложно. А вот форма - аскетична и проста. Спектакль поставлен по роману в романе. Т.Чхеидзе выдвинул на первый план взаимоотношения двух людей: Пилата и Иешуа. А еще точней, внутренние проблемы самого Пилата. Минимализм и преобладание черного цвета, характерные для Чхеидзе, в этой постановке приобретают особое символическое значение: "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...". На сцене - несколько строгих кресел, столик с якобы питьем, темные стены, пол да две римских колонны. Все персонажи, за исключением, пожалуй, самого Пилата и отчасти Иосифа Каифы, которого тонко и умно сыграл Нодар Мгалоблишвили (граф Калиостро из "Формулы любви"), похожи на игру света и тьмы. Впрочем, человек и состоит из этих двух компонентов. Герои спектакля в определенной мере условны. Костюмы черные, реже - белые (Иешуа, Иуда). Мы видим как бы и человека, и его тень. Персонажи появляются на сцене, будто тени, отбрасываемые в глухую полночь.

Будучи исключительно трезвомыслящим человеком, Пилат далеко не случайно мучается головной болью, связанной именно с рассудком, - он ко всему подходит чисто рационально, потому и ни во что не верит. Он живет узнаваемой жизнью власть предержащего, иррациональное его посещает только в снах и видениях. "Нестерпимую тоску" при мысли о каком-то бессмертии Отар Мегвинетухуцеси играет не словами, не жестами - вообще, у него нет ни одного лишнего движения, но видно, как что-то непонятное и неизбежное пробуждается в душе его героя. "Бессмертие... пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке". Бессмертие чьим-то разве бывает? Арестант говорит Пилату: "Беда в том... что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... Твоя жизнь скудна, игемон". Пилат, сам того еще не сознавая, уже соглашается с нищим бродягой. Это самое "с кем бессмертие" - важно. У Пилата проходит головная боль, но не поэтому он начинает симпатизировать заключенному. Есть в спектакле прекрасный момент, когда Пилат подходит к Иешуа и хочет вначале положить ему руку на плечо, но будто не решается. В этой сцене - зачаток будущего прозрения прокуратора. Так как не решится дотронуться может только человек, понимающий, кто перед ним стоит. И в то же время в жесте есть что-то очень человеческое и настоящее.

Это встреча двух равных людей (во всяком случае Пилат видит перед собой только человека) и двух разных идей. К сожалению, не всегда ощущается сила слов Иешуа, которого играет молодой актер. Слова Пилата порою рассыпаются и уходят в никуда, так как его партнер еще не умеет держать удар, - паузы, интонация неинтересны, его присутствие на сцене не всегда кажется значимым. Впрочем, в таком случае надо вдуматься в содержание. Кому трудно понять, кем был пришедший на землю Сын Человеческий, пусть представит, что взял грехи человечества на себя. Не подумает, а попробует пережить. Но, впрочем, сейчас речь только о персонажах. У Булгакова несколько иные акценты, но тем не менее, пусть кто-нибудь попробует вообразить себе всех людей добрыми. Для этого тоже нужна определенная сила. А ну как назовем известных сегодня злодеев "добрыми людьми"? Да вряд ли. Ни по убеждениям, ни по нежеланию. Так кого в нас больше? Иешуа или Пилата?

Самый драматический момент спектакля - когда Пилат кричит: "Варавва". Отар Мегвинетухуцеси, играющий сдержанного и величавого, а потому бывающего снисходительным властителя, в этот момент очень пронзителен и мигом прорывается в острое чувство сквозь пустоту. Это крик боли, бессилия, отчаяния, злости, ненависти (к кому угодно, но только не к Иешуа) и смутного понимания чего-то неизбежного - возможно, ненужного бессмертия. И в тот момент, когда Пилат кричит, посреди сцены раскрываются декорации и на заднем плане появляются то ли апокалиптические люди в белом одеянии: то ли жители Иудеи, то ли ангелы. Музыка Канчели вносит элемент иррационального и часто появляется при видениях Пилата. Эти странные существа, на стороне которых сразу же оказывается зритель, даже не танцуют, они безмолвно движутся под музыку, это свет, игра света, подвижного по отношению к остальной статичной и, временами кажется, каменной тьме. Впоследствии они появятся и во время убийства Иуды, и больше со сцены не уйдут. К ним, словно вот-вот растворится, не отворачиваясь от Пилата, медленно уходит Иешуа, снова появляясь в самом конце спектакля. Он издалека протягивает руку прокуратору, как бы призывая идти с ним. Наместник отмахивается в ответ. И в эту минуту он уже не властный прокуратор, но человек, который все понял и мечтает о прощении. Иешуа протягивает руку в помощь, Пилат - за поддержкой, за желанными ответами. После казни Иешуа Пилат Отара Мегвинетухуцеси будто постарел. И течение речи его изменилось, и манеры. Он устал и хочет видеть бродячего философа, о Божественной природе которого уже догадывается. Хотя до этого он даже не заметил рассеянный свет, ненадолго возникший, когда Пилат читает записи Левия Матвея, опустившегося перед светом на колени. Трагедия Пилата еще - и в этой перемене движения. Он что-то почувствовал, но не понял. "Теперь мы навсегда вместе", - говорит Иешуа. Теперь их имена рядом. Вечная память для Пилата становится вечным воспоминанием и сопряжена с совестью. Предпочтя жизнь земную, прокуратор не смог пойти на жертву. Он и не очень хочет жить вечно, ему нужен философ... Жизненная потребность Пилата не столько в вечной жизни (вечной памяти), сколько в освобождении, прощении и полноценности проживания. Но его бессмертие оказалось длиннее жизни.

- Основная проблема Пилата, - говорит исполнитель главной роли, - трусость. Все равно он приходит к осознанию этого, когда находит в записях у Матвея последние слова Иешуа, что трусость - самый страшный порок. Вот через это он не смог переступить, чтобы до конца быть достойным того, кого встретил.

- Чего он больше всего боялся?

- За себя. Он вместо Иешуа должен был пойти на жертву. Но не смог. Его трагедия - в осознании: когда он понял, чего он не сделал и почему. Ну, конечно, Темур приписал Пилату больше благородства, чем у автора, потому что ему хотелось поговорить об очень интересных людях. Мой герой спрашивает Иешуа: "Ты всех называешь добрыми людьми и считаешь, что придет царство истины?" И слышит в ответ: "Да". - "Никогда, никогда, мерзавец!!! Никогда не будет этого!" Но мы очень хорошо знали, что вкладываем в слова Пилата. Темур хотел, и я это принимаю, сказать, что у Пилата были мечты, которые не сбылись. Он тоже был молод... К чему-то стремился. Потом жизнь его сделала таким. Поэтому он и кричит: "Не-е-е-ет, не будет!" Сегодня слова "умер Бог" являются современной философией. И абсурдность нашего положения не оттого, что смирились. Нет. С огромной болью все воспринимаешь... Не видя осуществления своих мечтаний. Я не говорю о личном. О жизни вообще.

- Поэтому Пилат иногда старается быть более злым, чем он есть на самом деле?

- Наверно. Он просто не верит, что все люди добрые, что это возможно, и вдруг - встреча с Божественным, она не может не потрясти.

- Есть много общего во внутренних проблемах Креона в "Антигоне" и Пилата. Тем более что Креон тоже намного более благороден, чем замышлено у Жана Ануя.

- Есть общее, конечно. В основном, исходя из их положения: они оба властители. И их проблемы схожи. Просто для нас сейчас, для любого грузина, интересы государства - самое важное. Мы сегодня в таком положении, что это главный вопрос. Поэтому акцент был сделан у Темура на Креона. Если говорить более конкретно, Креон хочет каким-то образом добиться того, чтобы Антигону не казнить. И Пилат пытается сделать то же самое. Но родственные связи Креона и Антигоны придают, конечно, другой оттенок происходящему. Более личный, там все ясно с самого начала в их отношениях. А здесь Иешуа и Пилат начинают с нуля. У них не очень высокое мнение друг о друге, и оба игнорируют один другого. Но по ходу действия они обнаруживают, с кем имеют дело. Потому что сначала Иешуа думает, что прокуратор - обычный чиновник, и в его руках он может погибнуть, да? А потом у него появляется какая-то надежда, что раз этот человек может понять столько, сколько видит в нем Иешуа, то вдруг он пойдет на жертву большую? Но этого Пилат сделать не смог. В общем, наш спектакль все-таки - о двух людях, которые неожиданно находят в партнере интереснейшего и умнейшего человека. Положению Пилата не позавидуешь: каждый день он встречается с людьми, которых надо казнить. Он же прокуратор... Это его профессия. И он становится более грубым, уходит от своей молодости. Но остается воспоминание о мечтаниях. И вдруг оказывается - возможно в человеке такое, и это для него открытие.

- Бродский как-то сказал: если бы Иисус знал греческий, он лучше бы мог объясниться, и если Пилат читал бы литературу, он понял бы, кто перед ним стоит. У Булгакова Пилат более образован...

- Да, конечно. Так интереснее.

- Когда в конце спектакля Пилат ставит перед Иешуа подсвечник с зажженными свечами, не является ли это неким признанием Божественности Га-Ноцри?

- Безусловно. Пилат, может быть, не до конца уверен, потому что в Иешуа все-таки видит человека, но о чем-то более значительном догадывается даже в середине действия. А к концу ставит свечи у его ног - уже как бы преклонение. Так и задумано было. Темур хотел, чтобы они оказались достойными друг друга. Знаете, есть такая версия, что Пилат постарел, и его однажды спросили: "Почему ты это сделал?" (интонация у Отара Мегвинетухуцеси очень мягкая, когда он пересказывает вопрос, очень грузинская и теплая). В смысле - такого человека казнил. "А про кого вы говорите?" (актер меняет тон, чтобы подчеркнуть разность). Он даже не помнит. [Такая трактовка есть в рассказе Анатоля Франса "Прокуратор Иудеи"- И.К.]. У нас все же Божественность показана не так явно. Что-то, конечно, выходит за рамки просто человеческого общения. Но не до конца. Только в видениях Пилата. В конце Иешуа говорит, что придет время и Иуда восстанет. Это не значит, что они достойны Его, но они рядом. Никуда не денутся. Они тоже обречены на вечность.

"Мы, очевидно, понимаем что-либо неизбежным, а не избирательным образом, ибо нас приводит в состояние или движение понимания какой-то узел, завязавшийся в самом нашем существовании в потоке жизни", - писал Мераб Мамардашвили. Таким "узлом" понимания для Пилата стала встреча с Иешуа. "Философ нефилософом быть не может, если, конечно, он попал на эту прямую мысли, вырастающую из того узла, который заставил тебя остановиться. Это судьба!" (М.Мамардашвили).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Серова, Поиски Кислорода в отравленном воздухе /03.03/
На сцене Театра.doc запущен проект И.Вырыпаева "Кислород". Спектакль состоит из десяти композиций, составляющих альбом "Кислород - десять заповедей". Минималистское по форме, но насыщенное действо занимает 55 минут. Смысловой нерв спектакля - потребность людей в Кислороде, который является основой и смыслом жизни.
Владимир Агеев, Я себя считаю режиссером фэнтези /28.02/
Современный театр должен иметь внутри себя минимум три плоскости. В одной плоскости располагаются человеческие взаимоотношения, сюжет. Это - горизонтальная плоскость. Во второй плоскости располагаются отношения с роком. Это - вертикальная плоскость. Третья плоскость связана с формой спектакля, его пространством, то есть с эстетической концепцией.
Вера Максимова, Тяжкое бремя свободы /21.02/
Новая драма и новая режиссура явились с шумом, гомоном и звоном. Словно устав ждать появления новых великих, кто-то принялся "гениев" изобретать. Однако икто не знает, что будет с Гришковцом года эдак через три. Не хочется называть нынешнее время - временем мнимостей. Тогда, быть может, назвать эти годы новосотворенных кумиров временем подмен?
Вера Максимова, Государыня - актриса. Татьяна Доронина /12.02/
Она стала подлинно народной актрисой - не по званию, которое получила едва ли не первой из своих сверстников, а по данным, по типу красоты, чистейшей голосовой музыкальности, по органической склонности к сильным страстям, то есть по актерскому типу, который она собой воплощала.
Кирилл Серебренников, "В новой драматургии все будет мощно и крупно" /31.01/
Я начинаю понимать, как ставить современные пьесы. Представьте: забился в угол человек и что-то бормочет. Захочется вам на него смотреть? Общаться хочется с человеком, который может тебя заинтересовать, с которым приятно провести вечер. Зритель хочет получить удовольствие от театра, иного смысла в этом занятии нет.
предыдущая в начало следующая
Инна Кулишова
Инна
КУЛИШОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru