Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
В некотором смысле комедия
Дата публикации:  28 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Наивно полагать, будто бы "Золотой маской" исчерпывается вся театральная неделя, что театры из одного уважения к публике и своим коллегам распределили собственные премьеры во времени и пространстве так, чтобы не толкаться на одном пятачке. Вовсе нет. И из года в год ситуация только усугубляется: вот и ныне театры решили проверить своих верных поклонников "на разрыв". Тут - гастролеры "Маски", там - очередная столичная театральная радость. Остается гадать, выбирая лучшее.

Из последних премьер довелось мне увидеть "Клуб комедии" вот уже десять лет как веселящего публику комического театра "Квартет И". Занесла, как говорится, нелегкая в ДК Зуева, где в конце 80-х так счастливо рождались "Творческие мастерские" Союза театральных деятелей России, прообраз "свободных площадок", о которых много и с надеждой говорят, но до которых немногие, судя по нынешним темпам, сумеют дожить. Тогда там ставили свои первые спектакли Александр Пономарев и Владимир Мирзоев, Клим и Александр Горбань, ныне театральное пространство конструктивистского Дворца культуры делят между собой два частных коллектива - антрепризный "Классный театр", который специализируется на произведениях из школьной программы, и "Квартет И", существующий уже 10 лет, но по-настоящему прославившийся года два тому назад театрализованным шоу "День радио". К слову, старые лавры и успехи не дают театру покоя, и сейчас они вовсю трудятся над сиквелом под названием "День выборов". В предвыборный год пошутить над тем, как весело можно переориентировать казачество и заставить голосовать его за "чужого" кандидата, - самое милое дело.

Жанр "Клуба комедии" ближе всего к тому, что за океаном зовется "стэнд ап комеди" (у нас к его последователям с некоторым приближением приписывают Евгения Гришковца). Четыре актера по очереди шутят, не боясь вступить в прямой диалог с публикой, а в перерывах на сцену выходит "почетный гость". Гость каждый раз - разный, четыре актера - всегда те же: Саша Демидов, Камиль Ларин, Леня Барац, Слава Хаит. Начали с Геннадия Хазанова, потом были Шендерович, Пельш, Цекало и вот, в последний раз, группа "Несчастный случай", в сотрудничестве с которой играется "День радио". Ясно, что от гостя зависит многое, многое зависит и от степени знакомства театра с приглашенным "випом".

С "Несчастным случаем", по всему видно, участники квартета знакомы так хорошо, что и говорить им особо не о чем. Шутки поэтому выдавались с известным автоматизмом, можно сказать, машинально. Но пели все - и профессионалы, и в данном случае любители (актеры "Квартета И" своим участием поддержали вокальную линию) - вполне зажигательно, с удовольствием.

Но, пожалуй, самым веселым стало чтение "с листа" фрагментов будущего спектакля "про выборы". Соберется хорошая команда, выйдет, конечно, хорошо. И весело. Ведь квартетом в спектаклях "Квартета" никогда, по-моему, не ограничивается. Так что и в других спектаклях в конце концов все зависит от "гостя": если в "Дне радио" это Нонна Гришаева, то, рассказывают очевидцы, зал умирает от хохота и покидает театр в совершенном удовлетворении. В "моем" спектакле играла Ольга Кузина. И шутки, которые хороши именно тем, что все разворачивается стремительно и на одну репризу безо всякой паузы волной "набегает" другая, растягивались. Возникали паузы, в которых было время разобраться в качестве смеха. Терялось легкомыслие затеи. И смеяться уже не хотелось.

Вообще же со смехом у нас в театре - одни проблемы. Найти спектакль, на котором бы можно было просто повеселиться, не так-то просто. Отдавая предпочтение комедии, зрители редко задумываются над тем, что же именно им хотелось бы увидеть. Говоря "комедия", далеко не всегда надеются весело провести время. Порой "комедия" - это просто синоним чего-то хорошего в театре, со смехом напрямую не связанное.

И об этом тоже успеваешь подумать, сидя на спектаклях комического театра "Квартет И", заботящегося о неглубокомысленном и непритязательном времяпрепровождении публики.

Среди премьер нынешней недели сразу же обращаешь внимание на три, которые предлагает театр "У Никитских ворот". Эта цитадель демократической театральной мысли отмечает ныне свое 20-летие. К юбилею Марк Розовский приготовил "Праведников" Камю, театральное исследование природы террористической мысли и самой психологии терроризма. И - "Сарданапала" Байрона. А к этой переводной "дилогии" приурочен еще и показ недавней премьеры Розовского, "Черного молока" Василия Сигарева. Весь месяц - юбилейный, репертуар прожитых лет приведен в порядок, так что желающий может составить представление о студийном духе, царившем здесь все два десятилетия: от "Доктора Чехова", которым открывался театр по соседству, в Центральном доме медика (где теперь располагается вполне буржуазная "Геликон-опера"), до "Холстомера", "Вишневого сада" и нынешних, только что перечисленных, премьер.

Если же вам не по душе демократическая атмосфера бывшей коммунальной квартиры, где теперь играет театр Марка Григорьевича Розовского, обратите внимание на очередную премьеру во МХАТе имени Чехова: в конце недели здесь сыграют премьеру "Горячего сердца" Островского (к слову, о комедиях и русском смехе). Ставит спектакль Евгений Каменькович, а в главных ролях - Дмитрий Назаров, недавно перешедший в труппу Олега Табакова из Театра российской армии, Наталья Егорова, Евгения Добровольская, Вячеслав Невинный. Только не перепутайте: ту же самую пьесу в этом сезоне выпустили и во МХАТе имени Максима Горького. Можно, конечно, посмотреть обе версии, главное, как обычно, - знать, что именно хочется увидеть.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вера Максимова, Спектакль-долгожитель /27.03/
"Братья и сестры" в постановке Льва Додина. Странно репетировали этот спектакль о подвиге деревни в годы войны - не поэпизодно, а постранично. Первый прогон длился 23 часа. После премьеры критики писали, что российский театр исчерпал "театральные ресурсы деревенской прозы", ибо додинский спектакль выразил собой и вместил в себя все.
Зиновий Корогодский, "Общественное признание дороже любых денег" /26.03/
Беседа с председателем жюри драматического театра и театра кукол на фестивале "Золотая маска". Я привержен идее театра-дома, театра-семьи, театра-студии. Мой центр "Семья" питается энергией театра, а педагоги "Театра поколений" передают Центру творческие ценности: тем надежнее биография, тем увереннее отношения с миром.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Working in progress российской новой драмы /24.03/
Заслуга организаторов Декады новой драмы во МХАТе - в том, что они предложили рынку новую, недорогую, но эффективную технологию продвижения драматургических инноваций. На суд потенциальных покупателей представлены частично готовые спектакли, и театральные менеджеры могут осуществлять отбор проектов. Фактически это и есть театральная биржа.
Владимир Мирзоев, "Время от времени я затеваю игру на чужом поле" /20.03/
В отличие от кинематографа, пробавляющегося прозой жизни, язык современного театра насквозь пропитан миазмами поэзии. Это то самое болото, которое поддерживает правильный баланс газов в атмосфере Земли. Поэтому режиссер театра, не являющийся романтиком, с презрением относящийся к болотохождению, - дурной профессионал.
Галина Волчек, Коза в "Современнике" /19.03/
Русские играют Олби более сентиментально; вопрос в том, как выразить ту жесткость, без которой Олби нет. Взаимоотношения мужчины и козы, - очень шокирующее обстоятельство для нашего сознания и для нашей морали. Юмор в пьесе есть, но недаром Олби дал подзаголовок: "На пути к трагедии". Только в трагическом звучании - очищение.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru