Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20030403_efr.html

"Золотая маска": взгляд изнутри
Екатерина Ефремова

Дата публикации:  3 Апреля 2003

Вчера у меня случился вечер, свободный от просмотра спектаклей-номинантов на "Золотую маску". Поэтому сегодня я могу рассказать только о том, как спектакли попадают в фестивальную программу и как происходит выбор победителя в той или иной номинации в конкурсе драматических театров и театров кукол. Так сказать, официальную версию.

"Золотая маска" разделяется на две составляющие: театральный фестиваль и национальная премия. Спектакли, которые должны представлять собой срез российского театрального сезона (он отсчитывается на "маске" от августа до августа), отбирает экспертный совет. Победителей в каждой номинации (среди которых - спектакли большой и малой формы, работа режиссера и художника, женская и мужская роль, а также конкурс новация) называет жюри. Экспертный совет состоит из восьми человек во главе с председателем. Как правило, в него входят четыре московских и два питерских театральных критика и по одному представителю от Министерства культуры и правительства Москвы. Он назначается по представлению дирекции "Золотой маски" и персонально утверждается Секретариатом Союза театральных деятелей России. В принципе, любая кандидатура на этой стадии может быть отклонена руководством профессионального театрального союза. Тогда на вакантное место приглашается другой человек, общее же количество членов совета остается неизменным. Любой российский театр может самостоятельно предложить свой спектакль на рассмотрение экспертному совету. Решение о том, стоит ли приглашать спектакль на фестиваль, принимается коллегиально. В каждой номинации выдвигаются в среднем восемь спектаклей, список которых опять же утверждает Секретариат Союза театральных деятелей России.

На фестивале все спектакли смотрят члены жюри. В этом году жюри конкурса драматических театров и театров кукол состоит из 16 человек, среди которых - 4 театральных критика, 3 театроведа, 2 режиссера, 6 актеров и 1 художественный руководитель. Жюри на закрытых заседаниях обсуждает номинантов и в финале тайным голосованием называет победителей.

Помимо профессиональных оценок, как известно, существует еще и оценка зрительская. Вычисляется она по числу купленных билетов. Так вот, как говорят в билетном столе фестиваля, по динамике продаж "звездами" оказались "Дредноуты" Евгения Гришковца, "Острова в океане" Антона Адасинского и "Король Убю" с участием Александра Калягина. В продажу даже не поступали билеты на "Даму с собачкой" Камы Гинкаса, и - совсем чуть-чуть - на другие спектакли малых форм. Аутсайдерами по продажам билетов оказались практически все театры современного танца. Впрочем, то, что широкая публика мало интересуется этим театральным жанром, давно известно. Зато билеты на грандиозный концерт мировых мюзиклов, на котором будут исполнены и отрывки из "Норд-Оста", идут нарасхват. Что тоже не стало открытием. Другое дело, что в Москве, например, о билетах принято заботиться заранее - за две-три недели, а в Петербурге, как оказалось, зрители покупают билеты за день-два до спектакля. Так что динамику зрительского интереса ко всем фестивальным спектаклям можно будет оценить только после его окончания. От сравнения ее с результатами оценок жюри можно будет тут же перейти к решению извечного вопроса: кто же в театре главный - публика, покупающая билеты, или критика, раздающая "маски".