Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Кирилл Лавров желает передать Большой драматический Григорию Дитятковскому
Дата публикации:  6 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Большом драматическом театре имени Товстоногова состоялась пресс-конференция, посвященная строительству во дворе театра учебно-административного корпуса и смене системы руководства театра. Первая тема была объявлена заранее, вторая возникла по ходу разговора.

Во дворе театра действительно появилось новое здание из серых плит газобетона с несоразмерно-огромными арками на высоту двух этажей и тремя этажами над ними. Фуры, которые доставляют декорации, должны будут проезжать под этими арками к корпусу хранения декораций. Этим объясняется странное архитектурное решение здания, которое как бы нависает на столбах над и так небольшим внутренним двориком театра.

В здании планируется размещение учебной студии, как рассказал художественный руководитель театра Кирилл Лавров, в которой будет обучаться совместный актерско-режиссерский курс так называемой студии при Большом драматическом театре. Студенты будут получать образование в Театральной академии, и по окончании обучения им будет выдаваться диплом государственного образца. "В театральном институте мы часто не можем найти то, что нужно актерской труппе БДТ, - отметил Кирилл Лавров. - Как правило, руководители курсов берут лучших студентов в свои театры, а нам достаются остатки..." Такой курс уже предложено набрать известному петербургскому режиссеру Григорию Дитятковскому. Однако на данный момент юридические документы, как то - договор театра с Театральной академией о наборе курса и договора самой академии с Григорием Дитятковским - еще не подписаны.

Другая важная новость, которую сообщил журналистам Кирилл Лавров, заключалась в том, что он наконец-то определился со своим преемником на посту художественного руководителя театра. "Я уже в течение десяти лет думаю о том, кто должен придти в БДТ в качестве его руководителя. Поверьте, что трудно и сложно - найти такого человека, - подчеркнул Кирилл Лавров. - Взвесив все "за" и "против", я остановился на фигуре Григория Дитятковского". Совет старейшин, в который входят актеры, долгие годы работающие в этом театре и, с точки зрения Кирилла Лаврова, имеющие право определять его судьбу (среди них - Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев и другие), на днях собрался и предложил на некоторое время создать структуру, в которой Григорий Дитятковский займет пост главного режиссера, а Кирилл Лавров сохранит место художественного руководителя театра. Предполагается, что Дитятковский поставит два спектакля, первым из которых будет шекспировская "Двенадцатая ночь", выпуск которой намечен на конец мая, а второй еще не определен. "Я рассчитываю, что он станет художественным руководителем театра вместо меня, когда я наконец уйду на покой", - завершил свою речь Лавров. Стоит отметить, что никакие юридические документы и в этом случае пока еще не подписаны.

На вопрос журналистов о том, не рассматривались ли другие претенденты на это место, в частности, актер Андрей Толубеев, Лавров довольно раздраженно ответил, что эту фамилию слышит все время из уст журналистов и что на Совете старейшин она не называлась. "Стоит ли продолжать тот компромисс, который был совершен после смерти Товстоногова, когда вместо режиссера театр возглавил актер? Я считаю, что главным человеком в театре должен быть главный режиссер, - заключил актер, который уже четырнадцать лет руководит Большим драматическим. - Единственное, что меня удерживает от ухода - это заинтересованность в судьбе театра. А так я хоть завтра могу написать заявление об уходе министру культуры Михаилу Швыдкому".

Довольно странно было слышать, что судьба одного из крупнейших театров России, можно сказать, ее национального достояния может быть решена желанием одного человека. Пусть даже этот человек будет его художественным руководителем. Совет старейшин, насколько я понимаю, тоже вряд ли облечен властью принимать решения такого рода.

Сегодняшняя ситуация Большого драматического, оказывается, практически ничем не отличается от не такой уж и давней ситуации. Тогда Кирилл Лавров уже называл имя своего преемника, который также ставил спектакль на сцене Большого драматического. Тогда им был Григорий Козлов, ныне возглавляющий петербургский Театр юных зрителей, а ставил он - "Перед заходом солнца" Гауптмана, где главную роль, кстати, репетировал сам Кирилл Лавров. Тогда спектакль вышел, появились далеко не однозначные рецензии в прессе, и имя преемника было забыто.

Теперь в подобной ситуации оказывается Григорий Дитятковский. Прямо скажем, один из первых "номеров" нынешнего "среднего" поколения петербургской режиссуры. Ситуация, честно говоря, довольно унизительная. Большой драматический театр в нынешнем своем состоянии, далеком от творческого расцвета, вряд ли может позволить себе такие странные игры с людьми взрослыми, состоявшимися в своей профессии и имеющими достойную репутацию в профессиональной среде. Заставлять режиссера, которому, возможно, предстоит возглавить этот театр, играть роль юнца, доказывающего свою профессиональную пригодность, по крайней мере не очень прозорливо. А если он все-таки театр возглавит, то что тогда? Да и решение подобного рода все же приниматься будет министром культуры, а не странным органом внутреннего управления театра под названием Совет старейшин. И уж тем более не лично Кириллом Лавровым. А то уж просто какая-то театральная империя возникает в нашем городе, причем времен упадка...

Другое дело, что, как и в ситуации в Александринском театре, где, кстати, объявленная в конце прошлого года смена руководства так до сих пор и не произошла, министр культуры, как человек крайне дипломатичный и хорошо воспитанный, будет терпеливо ждать того момента, когда глава театра самостоятельно примет решение о своем уходе с руководящего поста, не подталкивая к этому и не влияя на его решение. А решение свое он будет принимать, несомненно, учитывая мнение коллектива театра и его руководства. Но принимать его будет - министр. И объявлять его будет тогда, когда сам же подпишет приказ о назначении нового главного режиссера или художественного руководителя.

А так-то что - собрали пресс-конференцию в Большом драматическом и объявили о желании художественного руководителя. Режиссеру Дитятковскому только репетировать мешают. Ведь атмосфера внутри театра от всех этих разговоров только накаляется, интриги плетутся, количество претендентов на вакантное место увеличивается. Один хочет одного, другой - другого. О работе уже мало кто думает. Все думают о том, что будет, когда Дитятковский спектакль поставит, и какой спектакль он поставит. И повторится ли с ним та же история, что случилась с Григорием Козловым. Не кажется ли вам, что это не самая достойная тема для обсуждения?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Песочинский, Южный диалект /05.05/
"Татуированную розу" Роман Смирнов поставил через три десятилетия после Льва Додина. Трудно не разглядеть в этом знаковый жест, хотя бы прямого "диалога" между спектаклями и не прочитывалось. Лев Додин расслышал голос человеческой природы, спорящий с разумом. В новой постановке болезненная натура как будто прикрыта цветным фильтром.
Наталия Казьмина, Рабы Азефа /29.04/
Левитин сочинил "Анатомический театр инженера Евно Азефа" и опять удивил. Он умеет повергать в оторопь, задавать неудобные вопросы, - то, чем театр мог бы спасаться и чем пренебрегает. Каждый революционер - потенциальный провокатор, сказал Савинков. Каждый террорист - тем более - подумал Левитин. А каждый политик? Писатель? Режиссер?
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, АО "А.Н.Островский" как естественный монополист российской сцены /25.04/
Что такое наш сегодняшний интерес к Островскому: обращение к истокам, поиски национальной идентичности или бегство от несладкой реальности? Вероятно, как больное животное ищет и находит целебную траву, так и общество кинулось к Островскому за душевным лекарством. Если и не поправимся, так хоть не усугубим своих болезней.
Андрей Могучий, "Иногда мне и самому непонятно, почему я занимаюсь театром" /24.04/
4 мая "Борис Годунов" будет поставлен в Кремле на Соборной площади в декорациях, в которых происходило само историческое действие. Это одноразовый театральный проект, созданный в рамках Пасхального фестиваля. Я делаю только то, что хочу делать - несмотря на то, что сам себя засовываю в ситуации, из которых не знаю как выпутаться.
Григорий Заславский, Памяти Ефима Удлера /23.04/
Человек, всю жизнь работавший со светом, один из самых известных художников по свету в России, имевший международный авторитет. Его считали мэтром, авторитетом, а Удлеру не было и 70-ти. Работа Удлера была похожа на священнодействие. Его спектакли легко узнаваемы. Среди тех, что идут в Москве, его - самые красивые.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Ефремова
Екатерина
ЕФРЕМОВА
katefr@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru