Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Чехов фарсовый
"Дядя Ваня" в Малом драматическом театре - Театре Европы

Дата публикации:  6 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новый спектакль Льва Додина оказался неожиданным, аскетичным и парадоксальным. Абсолютно авторским высказыванием. Практически нет никакой машинерии. Никаких "эмоциональных" подпорок звука, света или музыки. Лишь дождь виден за стеклом дверей, гром иногда гремит, пьяный доктор распевает песни да Телегин играет на гитаре. Средства выражения просты - слово, эмоция и мизансцена.

Над сценой - заставляя все время задумываться - что же это значит? - повешены три стога сена на деревянных досках. Таких деревенских, жизненных, земных. В финале - то ли они опустятся на уровень сцены, то ли персонажи поднимутся до их уровня. Метафора Давида Боровского выявит свою сущность - три стога сена как основа некоего миропорядка. С отъездом семьи Серебряковых мир приходит в норму - все стали работать, делать свое дело и надеяться на счастливое будущее.

Действие развивается стремительно, не успеваешь дух перевести. Персонажи неожиданно вваливаются в чужую сцену и видят то, что у Чехова им видеть было не дано. Из бытовой детали рождается метафора, живет некоторое время и возвращается в ту же бытовую деталь. Склянки из-под профессорских лекарств, которые сбивает со всего размаха Елена Андреевна (Ксения Раппопорт), узнав о запрете мужа играть ночью на рояле, звенят и бьются, как и ее жизнь, безоглядно отданная по своему безусловно любимому человеку. Склянки человеческих жизней разбиваются со всего размаха с поистине шекспировскими страстями. Дядя Ваня с его романтическими порывами, прекрасными розовыми букетами и жизнью - нелепой и трагической - оказывается как-то не у дел в этом хаосе человеческих страстей.

Точность в психологических деталях всегда была присуща Додину. Но в этом спектакле неожиданностью стало чувство юмора, какое-то фарсово-грубое и, одновременно, интеллигентно-тонкое. Вероятно, с таким же чувством в семидесятые годы им был поставлен "Недоросль" Фонвизина на сцене Театра на Литейном, где Татьяна Щуко играла госпожу Простакову. Говорят, был очень смешной спектакль. В "Дяде Ване" Щуко отдана роль Войницкой - нелепой старушки, все еще по какой-то необъяснимой инерции преданной бывшему мужу своей дочери. Впрочем, все персонажи оказываются неожиданно нелепыми и по-человечески понятными. Герои напиваются, буянят и распевают песни. Дядя Ваня - Сергей Курышев - вечно подшофе, чем-то недоволен, серьезно к нему относиться как-то не получается. Астров - Петр Семак - гаер и позер. Знаменитая сцена из этой пьесы, когда он показывает карту лесов Елене Андреевне, а по сути дела объясняется ей в любви, принижена дальше некуда. И Астров явно думает лишь о том, как бы "завалить" Елену Андреевну на ближайший стол, да и Елена Андреевна не сводит с него глаз, вряд ли решая в этот момент проблемы своей падчерицы. Соня (Елена Калинина), не желающая видеть очевидного, - нелюбима, некрасива и недобра. Профессор Серебряков (Игорь Иванов) - с прямой спиной, военной выправкой, особым аристократическим выговором одарен в этом спектакле редкой способностью к всепрощению. Он, по нелепой случайности, все время оказывается свидетелем вполне невинных измен своей молодой жены, ее поцелуев прощальных и страстных с Астровым, ее истерик у ног дяди Вани. В том, с каким стоическим терпением он выдерживает эти невыносимые для него сцены, прочитывается огромная жизненная сила, благородство какое-то нездешнее и безоглядная привязанность к этой женщине. Которую нельзя ни бросить, ни заставить измениться. Волна жалости к этому суровому человеку поднимается, когда он привычным в своей механичности жестом на глазах у всех стирает платком поцелуй Астрова с губ Елены Андреевны. Никакой Отелло, душащий в припадке ревности Дездемону, не сравнится с этим абсолютно не каноническим Серебряковым.

Чеховская комедия превратились под рукой Додина в трактат о разных видах любви человеческой - циничной - Астрова, романтической - Войницкого, всепрощающей - Серебрякова, безответной - Сони, инерционной - Войницкой, бесшабашной - Елены Андреевны. Как ни странно, спектакль получился одновременно грубым и нежным. Грубым по способам выражения этой любви, по своим откровенным мизансценам - и нежным по своей атмосфере и энергетике, транслируемой со сцены.

Додинский спектакль далек от привычного нам Чехова - романтичного, метафоричного или концептуального. Скорее это Чехов фарсовый. Взгляд, надо сказать, по-своему уникальный, неожиданный и спорный. Но сценическая ткань человеческих отношений остается даже в самой фарсовой сцене по-настоящему живой и реальной. Ведь Додин остается Додиным - ставит ли он Абрамова, Достоевского или Чехова.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Ефремова, Кирилл Лавров желает передать Большой драматический Григорию Дитятковскому /06.05/
"Я уже в течение десяти лет думаю о том, кто должен придти в БДТ в качестве его руководителя. Поверьте, что трудно и сложно - найти такого человека, - подчеркнул Кирилл Лавров.
Николай Песочинский, Южный диалект /05.05/
"Татуированную розу" Роман Смирнов поставил через три десятилетия после Льва Додина. Трудно не разглядеть в этом знаковый жест, хотя бы прямого "диалога" между спектаклями и не прочитывалось. Лев Додин расслышал голос человеческой природы, спорящий с разумом. В новой постановке болезненная натура как будто прикрыта цветным фильтром.
Наталия Казьмина, Рабы Азефа /29.04/
Левитин сочинил "Анатомический театр инженера Евно Азефа" и опять удивил. Он умеет повергать в оторопь, задавать неудобные вопросы, - то, чем театр мог бы спасаться и чем пренебрегает. Каждый революционер - потенциальный провокатор, сказал Савинков. Каждый террорист - тем более - подумал Левитин. А каждый политик? Писатель? Режиссер?
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, АО "А.Н.Островский" как естественный монополист российской сцены /25.04/
Что такое наш сегодняшний интерес к Островскому: обращение к истокам, поиски национальной идентичности или бегство от несладкой реальности? Вероятно, как больное животное ищет и находит целебную траву, так и общество кинулось к Островскому за душевным лекарством. Если и не поправимся, так хоть не усугубим своих болезней.
Андрей Могучий, "Иногда мне и самому непонятно, почему я занимаюсь театром" /24.04/
4 мая "Борис Годунов" будет поставлен в Кремле на Соборной площади в декорациях, в которых происходило само историческое действие. Это одноразовый театральный проект, созданный в рамках Пасхального фестиваля. Я делаю только то, что хочу делать - несмотря на то, что сам себя засовываю в ситуации, из которых не знаю как выпутаться.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Ефремова
Екатерина
ЕФРЕМОВА
katefr@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru