Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Театральные итоги
Дата публикации:  18 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Между прочим, подошел июль. Месяц, когда большинство театров уходит на покой, а в Москве - по давней традиции - боевое дежурство несет "Современник". В самую жару здесь аншлаги, причем честно играют все - и Неелова, и Гафт, и Дроздова, и Кваша... И репертуар не "дневной", а самый первостатейный: "Анфиса", "Мамапапасынсобака", "Три товарища", "Играем... Шиллера!", "Вишневый сад".

Остальные более или менее сформулировали свои планы на осень и разошлись до августа или даже сентября. Первая премьера случится, если ничто тому не помешает, 4 сентября, - в Театре имени Евгения Вахтангова сыграют наконец обещанного "Лира" с Максимом Сухановым в заглавной роли. В конце сентября премьеру обещает Лев Дуров, который репетирует на Малой Бронной "Детей Ванюшина". Если этот сезон с равным правом называли сезоном Островского и молодых драматургов, то следующий "грозит" стать горьковским, - во МХАТе имени Чехова Кирилл Серебренников репетирует "Мещан" с Андреем Мягковым в роли Бессеменова.

Но это все - дело будущего. Поговорим о прошлом.

Прошедший сезон - сезон, так бурно и, можно даже сказать, счастливо для театралов закончившийся двумя мощными аккордами - с одной стороны, наши знания о театре были значительно расширены Международной конфедерацией театральных союзов, бессменным организатором всех побед (и, что естественно, провалов тоже) Чеховского фестиваля, и Фондом Станиславского, которому удалось, казалось, невозможное, - в Москве, с русскими актерами Эймунтас Някрошюс поставил "Вишневый сад".

Чеховский фестиваль в этот раз дал нам понять, что такое театр на Востоке, - удалось "одним махом" посмотреть и "Но", и "Кабуки", и современный танцевальный театр Японии и Тайваня, и театральные эксперименты Тадаси Судзуки с романтической драмой Ростана "Сирано де Бержерак". Кроме того, наконец до Москвы добрались Франк Касторф и Маттиас Лангхофф, о которых долгое время приходилось лишь читать или слышать от более легких на подъем коллег. Все это важно было, конечно, видеть своими глазами.

Прошедший сезон - сезон, который снова называли прорывом молодой драматургии и молодых режиссеров. Вернее было бы сказать, что это был сезон признания тех и других академическими театрами: во МХАТе имени Чехова Кирилл Серебренников поставил пьесу братьев Пресныковых "Терроризм", а Александр Галибин - уже известную Москве пьесу Михаила Угарова "Смерть Ильи Ильича" (спектакль называется "Обломов"). Там же, во МХАТе вышла и пьеса чешского драматурга Павла Когоута "Нули", которую тоже следует причислить к недавно написанным.

В "Современнике" Нина Чусова поставила пьесу молодого сербского автора Биляны Срблянович "Мамапапасынсобака", ставшую сенсацией и одной из лучших постановок Москвы в этом сезоне.

Но это был еще и сезон признания права оставаться самими собой за театральными академиями. Недаром даже самые радикально настроенные критики признали лучшим спектакль Малого "Правда - хорошо, а счастье лучше" (постановка Сергея Женовача), где никаких особых перемен, тем более переделок режиссер в Островском делать не стал и к таким переделкам не стремился. Это спектакль - взаимопонимания, понимания режиссером сути игры, причин долгой жизни традиций этой сцены, ее актеров. Роль Василия Бочкарева однозначно признана лучшей в этом сезоне. Соперничать с ним может теперь Евгений Миронов, на грани гениальности сыгравший Лопахина в спектакле Някрошюса. Близок к лидерам и Александр Абдулов, сыгравший роль доброго дьявола, в одном лице беса-искусителя и доброго помощника в спектакле Марка Захарова "Плач палача".

Среди женских ролей - больше разнообразия, то есть больший выбор. Это и Чулпан Хаматова, чудесно и страшно преобразившаяся в спектакле Чусовой "Мамапапасынсобака", и Дарья Семенова - Таня в спектакле Александра Пономарева в РАМТе.

Среди тенденций, существенных для будущего, которые только определились и вызревали в течение всего этого театрального года, - дальнейшее и естественное размывание репертуарного театра. В конце 80-х, помнится, было немало голосов тех, кто считал, что репертуарный театр следует отменить, законодательно закрепить в России традиции американской "сборной" труппы. Потом те же самые люди нашли себе место и работу в репертуарном театре и как будто позабыли о пафосе перестройки. Теперь процесс отмирания репертуарного театра начал идти изнутри. Одни и те же режиссеры востребованы там и тут, актеры все проще находят язык с администрацией, переходя из театра в театр. И сама антреприза, прежде - синоним чего-то низкокачественного, ширпотреба, "взрослеет", появляются спектакли, одинаково высоко ценимые и публикой, готовой платить за билеты сумасшедшие деньги, и критикой. Напомним, что в минувшем сезоне вышли "Двенадцатая ночь" (проект Международной конфедерации театральных союзов), "Ladies' night" ("Независимый проект") и, как не покажется странным в этом списке, "Вишневый сад" Фонда Станиславского, по форме организации, конечно, носящий тоже антрепризный характер.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алла Надеждина, Желтое танго /17.07/
Эпизоды из жизни великого русского шансонье. А что такое жизнь? - желтое танго, танец страсти и нежности, танец, покоривший всю тогдашнюю Европу, танец, окрашенный электрическими огнями ночных кафе и улиц.
Роман Виктюк, Весь Виктюк /14.07/
Роман Виктюк: "Когда дети собирают все игрушки вместе, они определяют, какая игрушка будет первой. У меня первая - "Саломея"
Ирина Муравьева, Геликоновские алхимики /11.07/
Музыкальный "шик" спектаклю придал Геннадий Рождественский, под чьим руководством оркестр "Геликона" зазвучал как новенький, с чеканно точной проработкой каждой музыкальной фразы. Геликоновцы действительно обрели здесь свое "Средство Макропулоса", которое продлит им жизнь если и не на триста лет, то хотя бы на время спектакля.
М. Скорнякова, Гротеск распадающегося мира на фоне "страшного суда" /02.07/
"Ревизор" - одна из первых пьес, которую режиссер Матиас Лангхофф увидел в берлинском театре после войны. Сегодня Лангхофф считает эту комедию особенно актуальной. Поэтому он поставил ее как пьесу о современных людях в современных костюмах, с пивом и мобильниками, живущих в Европе, в России или в любой другой части света.
Станислав Дорошенков, На постоялом дворце у Солнца /02.07/
"Theatre du Soleil" был основан в 1964 году Арианн Мнушкин и стал настоящим странноприимным домом для актеров самых разных стран. Для Мнушкин искусство никогда не было уходом в башню из слоновой кости. На ее спектаклях энтузиазм борьбы заражает всех - хочется жить, и жить непременно в борьбе.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru