Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Валерий Фокин наконец возглавил Александринку
Дата публикации:  27 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На традиционном сборе труппы Александринского театра министр культуры Михаил Швыдкой объявил о назначении Валерия Фокина художественным руководителем театра.

Свершилось. Наконец-то в театральной жизни культурной столицы произошло что-то позитивное и дающее надежду на постепенное изменение ситуации. Смены руководства Александринского театра ждали аж с декабря прошлого года. Расклад предполагался такой: Валерий Фокин, само собой, возглавит театр, директором прочили Николая Бурова, актера Александринки и нынешнего главу Петербургского отделения Союза театральных деятелей, а главным режиссером - Александра Галибина, коротавшего время на контракте руководителя новосибирского театра "Глобус". И все довольны. Но не тут-то было. Ситуация складывалась нелепая, я бы даже сказала, комичная. Все знают, ждут, недоумевают, а ничего не происходит. Дни шли, складывались в месяцы, а Александринкой по-прежнему руководил ее бессменный директор - Сащенко.

Министр культуры Швыдкой, в свои нередкие в преддверии городского юбилея прилеты в Питер, комментировал данную ситуацию крайне корректно и дипломатично. Вот, например, в марте Михаил Ефимович высказался так: "Я не сторонник хирургических решений - нужно идти разумным путем. Но, понимаете, есть одна проблема - она связана в целом с сегодняшней ситуацией в культуре. Каждые три-четыре года, я считаю, нам надо пересматривать контракты с руководителями всех учреждений культуры. Прежде всего, федеральных. Руководитель учреждения культуры не должен считать его своей собственностью. Не надо рассматривать театральный процесс, как некую вечную и неизменную данность. Он в состоянии изменяться. Ничего страшного тут нет. Никто не пострадает. Я никого не буду обижать И я считаю, что Георгия Александровича надо сохранить - он человек в высшей степени профессиональный и много сделавший для театра".

Однако, наряду с этим Швыдкой говорил и об укреплении руководства театра в преддверии 250-летнего юбилея Александринки, который выпадает на 2006 год. Да и совместная пятилетняя программа Александринского театра и Мейерхольдовского центра "От традиционализма к новому театру", финансируемая Министерством культуры, как-никак давала Валерию Фокину некие права и обязанности, которые, несомненно, нуждались в формальной фиксации. В рамках этой программы, в границах тех самых обязанностей, он еще в октябре выпустил гоголевского "Ревизора". Опять же всем понравилось. Даже тем, кому другие последние опусы Фокина казались малоудачными. За чем же дело стало?

Не вдаваясь во все любопытные перипетии этого театрального сюжета, скажу лишь, что, пережив декабрьский фальстарт, затишье театрального межсезонья, от дня сбора труппы Александринского театра ожидали лишь одного - ясности. В конце концов, мало ли благих порывов затихало втуне...

По традиции, идущей еще с времен Императорского театра, сбор труппы проходил в Царском фойе. Актеры медленно стекались в зал: степенно подходили александринские "старики", усаживались в задние ряды, громогласно "влетали" "звезды", а опоздавшая Нина Ургант, походкой школьницы пронырнувшая на место в центре первого ряда, думаю, запомнится всем. Так же как и Николай Буров, с места в карьер (как доверенное лицо Валентины Матвиенко) ставший призывать коллег голосовать на выборах губернатора за Валентину Ивановну. Оркестр, как положено, заиграл гимн, все встали. Никто не пел, видно, слова все еще не прижились. Георгий Сащенко, на правах хозяина дома, открыл церемонию.

Собственно говоря, из года в год ритуал сбора труппы в Александринском театре остается неизменным. Поминают вставанием и минутой молчания ушедших, представляют дебютантов. Гости официальные и неофициальные дарят цветы, подарки и грамоты. Говорят разные хорошие слова. Само собой, первым получил слово министр культуры.

Швыдкой (у которого на день была расписана обширная программа), приветливо улыбнувшись, сообщил, что ему приятно присутствовать на открытии 248-го театрального сезона и ознакомил присутствующих с приказом Минкульта от 21 августа, согласно которому Валерий Фокин становится художественным руководителем Александринского театра с 25 августа. В свою очередь, Валерий Александрович с лицом хоть и непроницаемым, но не слишком довольным (что, в общем-то понятно, если учесть то, сколько тянулась история с реорганизацией руководства и его назначением), встал со своего места в президиуме и выдержал довольно продолжительные аплодисменты зала. Затем он сел, а Михаил Ефимович продолжил славословия сперва в адрес Александринки, а затем - Фокина, напомнив присутствующим, что тот - народный артист, трижды лауреат Государственной премии и человек, которому "карьеру делать уже не нужно". "Да и в вашем театре можно, скорее, шею сломать", - пошутил министр.

Кстати, Швыдкой сразу же уточнил, что договор с Фокиным заключен лишь до 2006 года, срочный, мол, справим юбилей театра, а там посмотрим. Зал удивленно ухнул. "Не надо так нервничать, - стремительно парировал Швыдкой, - с вами будет еще более срочный договор". Зал ухнул еще раз, но уже как-то грустно. Александринский театр содержит актерскую труппу более 80 человек, далеко не каждый из которых активно занят в спектаклях текущего репертуара, и уж тем более может рассчитывать на работу в будущем. Скорее всего, Фокину уже дан в этом смысле карт-бланш. Пытаясь подсластить пилюлю, министр в заключение речи подчеркнул, что Минкульт всегда стремился к тому, чтобы театр занимался творческой и плодотворной работой. Что Сащенко возглавлял театр в трудные времена и в высшей степени заслуживает благодарности. Что он желает всем заниматься искусством и использовать свои таланты на благо Отечеству.

Фокин, поблагодарив Швыдкого за добрые слова, был краток. Что было неудивительно, поскольку краткость, как известно, сестра таланта. Я бы даже сказала, что после его выступления вряд ли кто-либо рискнет прогнозировать развитие ситуации в Александринке. А сказал Валерий Александрович буквально следующее: "Я в полной мере осознаю ответственность, которая на меня возложена. У меня было время подумать. Я принимаю этот пост с благодарностью". Вот, собственно говоря, и все. Подробности и планы журналистам обещали раскрыть на пресс-конференции, которую Валерий Александрович Фокин на днях даст уже в качестве художественного руководителя Александринского театра.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Урин, Между пожаром и открытием новой сцены /26.08/
Театр Станиславского и Немировича-Данченко начинает сезон на чужой сцене - летом в театре случился пожар. В нашем новом помещении пока нет живого духа, который был во всех маленьких перегородочках и комнатах. Очень важно, чтобы мы постарались не потерять этот дух театра, чтобы здание не превратилось в казенное учреждение.
Михаил Левитин, Не открытие сезона /20.08/
Репетирую новый спектакль и готовлю к поездке тот, что будет показан в Латинской Америке. Он сделан по заказу Бразильского фестиваля, это спектакль по Достоевскому. Узнав о том, что мы везем его в Бразилию, несколько латиноамериканских стран дали на него свои заявки. Спектакль называется "Под кроватью".
Екатерина Ефремова, "Звезды белых ночей": Вагнер, Гергиев и биржевые акции /13.08/
Важнейшим событием сезона для Мариинского театра стал отказ от услуг Дирекции театральных касс - это уравняло финансовые проблемы с творческими. Сколько заработает театр на билетах, столько и получит для работы над новыми постановками. Все три месяца фестиваля "Звезды белых ночей" театр успешно апробировал собственную схему продажи билетов.
Татьяна Павлова, Менеджмент и его последствия /08.08/
Сологубовское отчаяние перед небольшими злодействами каждодневной жизни питается лишь слабой надеждой на возможность другого существования. Мертвечина, бесовство хуже одного большого зла - дракона можно победить, но как победить воздух, которым дышишь?
Владимир Шухмин, Вишневый Doom /25.07/
По количеству версий, трактовок и т.п. в одной только Москве "стационарный" Чехов уступает в сезоне 2002-2003 лишь абсолютному классическому чемпиону - юбиляру А.Н.Островскому: тридцать чеховских спектаклей против сорока островских.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Ефремова
Екатерина
ЕФРЕМОВА
katefr@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru