Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20030905_zas.html

"Гвоздь сезона" и новая труппа Олега Табакова
Московские театры входят в предвыборный сезон

Григорий Заславский

Дата публикации:  5 Сентября 2003

Театральный сезон начался "Лиром", первую премьеру сыграли в Театре имени Вахтангова. "Король Лир" - пьеса о том, как важно подготовить себе достойную смену и как даже малейшая ошибка на этом пути может привести к плачевным, даже трагическим результатам (напомню, что жанр пьесы Шекспира - именно трагедия). В предвыборный год - чрезвычайно актуальная тема, пускай даже ныне не стоит в повестке дня вопрос о смене верховной власти, - на региональном уровне все эти вопросы не менее существенны.

В Большом сезон открыли "Хованщиной", премьерой позапрошлого сезона, актуальной, впрочем, в России всегда, но в свете нынешней политологической дискуссии, начатой Глебом Павловским, - актуальной особенно. Да, впрочем, есть ли хоть какая пьеса, в которой бы нельзя было отыскать нечто болезненное для наших места и времени?! Об этом, к слову, всегда помнили цензоры Главлита, внимательно относившиеся к самым, на первый взгляд, невинным семейным историям.

Но - ближе к театру.

Первые премии сезона - премии правительства Москвы в области литературы и искусства. В области театра награждены Татьяна Доронина и Николай Пастухов, из других театральных персон в числе награжденных - Лев Борисов, брат Олега Борисова и актер Театра имени Ермоловой. Очевиден "патриотический крен". То, о чем прежде в таком - наградном - ключе не стали бы и думать, теперь в чести. Доронину наградили "за вклад", роли последних лет и уже в последнюю очередь (иначе выглядело бы просто как вызов) - как художественного руководителя театра, МХАТа имени Горького.

В те же дни стал известен и "короткий список" премии Союза театральных деятелей "Гвоздь сезона", которую в этом году вручают во второй раз.

Лауреатов выбирают здесь по двум "направлениям" - в драме и в области музыкального театра - двухступенчатым голосованием. На первой стадии эксперты определяют список лучших, на второй анкеты раздают всем доступным членам профессионального союза, которые из лучших выбирают наидостойнейшего.

В музыкальном списке - "Светлый ручей" и "Похождения повесы" Большого, "Средство Макропулоса" театра "Геликон" и "Весна священная" Русского камерного балета "Москва". В драме на "Гвоздь сезона" претендует 12 спектаклей: "Правда - хорошо, а счастье лучше" Малого, "Египетские ночи" "Мастерской Петра Фоменко", "Мамапапасынсобака" "Современника", "Кислород" Театра.doc, "Доходное место" "Сатирикона", "Предпоследний концерт Алисы в стране чудес" Театра Около, "Анатомический театр инженера Евно Азефа" из театра "Эрмитаж", "Сны изгнания" Камы Гинкаса, поставленные в ТЮЗе, "Последняя запись Крэппа" театра Et Cetera, вахтанговский "Король-Олень", "Копенгаген" МХАТа имени Чехова и проект Чеховского фестиваля "Двенадцатая ночь".

Список показательный, иначе говоря - репрезентативный.

Любопытно, что он действительно отражает почти все тенденции, о которых говорили в прошлом сезоне именно как об определяющих и, напротив, опровергает те, которые выдавали за сущие в то время, как они были лишь желаемыми. Ну, например: совершенно очевиден крен в сторону старых академий, которые и выдавали в прошлом сезоне лучшее, на что способен еще сегодня российский театр. Из 12 премьер - 10 вышли в театрах, которые относятся к типу старых, репертуарных. Для Малого театра это "качество" - из числа важнейших, декларируемых, вынесенных "на знамя". "Мастерская Фоменко" пытается сохранить первоначальную студийность, даже "школьность" ("Мы начинаем новый школьный год", - сказал, открывая новый сезон, Петр Наумович). Театр Около и "Эрмитаж" и вовсе существуют в полулабораторном режиме, для которого долгое существование актеров бок о бок, друг против друга, выработанное за годы такого существование понимание с полуслова, - необходимейшее условие выдачи готового продукта.

Классика по-прежнему впереди (два Островских, Пушкин, Шекспир, Гоцци и примыкающий к ним классик драмы абсурда Беккет). Новая драма, о революционном прорыве которой все время говорят наши театральные "большевики", действительно мало-помалу пробивает себе путь на большую сцену, но удачнее, успешнее, адекватнее выглядит по-прежнему в аутентичном, в данном случае - собственном и одновременно - в полуподвальном исполнении: рядом с удачей "Современника", всегда внимательного к новому драматургическому слову, к черному слою жизни (см. спектакли по пьесам Н. Коляды и А. Галина), - "Кислород" Ивана Вырыпаева, вышедший в подвале Театра.doc (в весенне-летний период спектакль играли в московских клубах, а с осени Вырыпаев переселится в пространство нового Культурного центра на Страстном.

Начинающийся сезон, вероятно, добавит кое-что к уже имеющимся знаниям о новой драме, так как в сентябре в Москве пройдет одноименный фестиваль, второй по счету, и его программа - весьма насыщенна. Однако же главным драматургом в конце концов назовут Максима Горького: в начале года "Мещан" выпустит во МХАТе имени Чехова Сергей Женовач, а в "Табакерке" сам Олег Павлович поставит давно обещанных "Дачников". К уже перечисленному можно добавить и "окологорьковскую" пьесу "Дети Ванюшина", которую в Театре на Малой Бронной ставит Лев Дуров.

О чеховском, иначе говоря - о табаковском МХАТе, хочется сказать несколько слов особо. Закончив предыдущий сезон жесткой и, кажется, искренней самокритикой, Олег Табаков как будто бы исключил возможность ее (критики) продолжение. Жестче, чем сам оценил он сезон, оценить его было нельзя. Но вот прошел сбор труппы и начался новый сезон, который вроде бы уже не должен принести с собой повторения прежних ошибок: мало кто умеет учиться на чужих ошибках, а вот снова не наступать на те же грабли научиться как будто нетрудно.

На сборе труппы Табаков говорил очень жестко. Временами казалось, он намеренно пытался уязвить труппу, которая - в целом - оказывается несоразмерной его творческим и организационным замыслам. Начал с совета "немного больше вложить в дело и немного меньше взять себе, - лучше станет в душе". Корил за то, что актеры мало интересуются современной серьезной литературой, за то, что предпочитают работе в стационаре дешевую, хотя и высокооплачиваемую халтуру, говорил, что для многих "постепенно и последовательно пытается выстроить жизнь на год-полтора вперед", но для того, чтобы эти планы осуществились, нужно желание и противоположной стороны... И т.д. Про художественные свершения и русский психологический театр, "взаимодействие", завещанное основателями театра и возможное только тогда, когда актеры к этому взаимодействию готовы, на бегу, наспех ни о каких художественных свершениях говорить, конечно, не приходится. В конце концов назвал себя человеком злопамятным и потенциальным диктатором.

Но что же получается, как говорится, на самом деле? По части халтур не на последнем месте оказался Андрей Ильин, чей приход во МХАТ имени Чехова год назад был объявлен как одной из первых побед на пути собирания новой, лучшей труппы. А в новом сезоне в труппу приняты Марина Голуб, Алексей Гуськов, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый... Всего - 11 актеров. Среди названных двое - актеры, связанные с Санкт-петербургским Театром имени Ленсовета, которые наверняка продолжат доигрывать тамошние свои спектакли (тем более, что до середины сезона во МХАТе новых ролей у них не будет). Марина Голуб - выдающаяся эстрадная артистка, вообще - замечательная актриса, но ее умения явно выходят за рамки мхатовской школы, - во всяком случае, те, какими привыкли их видеть и понимать. Гуськов снимается в кино, и сам снимает фильмы как продюсер (МХАТу, конечно, прибыль, - ведь Табаков предлагает всем, уходящим на халтуры, сдавать 10% получаемой прибыли в кассу театра, - но вряд ли Олег Павлович, приглашая кого-либо в труппу, рассчитывает именно на это). Почти год, что провел во МХАТе Дмитрий Назаров свидетельствует о том, что найти ему место пока во всяком случае не удалось. Да это и не просто: самой фактурой он сильно отличается от прочих актеров труппы.

Кто-то успел уже вспомнить о том, что и Ефремов когда-то занимался тем же, то есть приглашал в свой театр лучших, - Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова. Но вот беда: собрав лучшую труппу, Ефремов подчас не знал, чем занять ему этих лучших, а умения некоторых из них, в первую очередь - Борисова, оказывались не нужны его "лире" (о чем интересно и весьма подробно рассказывается в книге А. Смелянского "Уходящая натура").