Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Маска и Станиславский
Дата публикации:  10 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В один день в Москве раздали первые театральные премии - премии Фонда Станиславского - и объявили первых лауреатов юбилейной, десятой по счету, "Золотой маски". Премии Станиславского по традиции выдавали в отеле "Балчуг-Кемпински". Имена лауреатов были названы за две недели до самой церемонии, поэтому торжества носили сугубо светский характер. К сожалению для организаторов церемонии, из-за насыщенности нынешней театральной жизни некоторые из лауреатов не смогли приехать, так что, например, за Чулпан Хаматову премию получила режиссер спектакля "Мамапапасынсобака" ("Современник") Нина Чусова, а за режиссера Дмитрия Чернякова, которого наградили за спектакли "Тщетная предосторожность" (Новосибирск) и "Похождения повесы" (Большой театр), - художник по свету Глеб Фильштинский. За историка театра Ирину Виноградскую, только что выпустившую четырехтомник "Жизнь и творчество Станиславского", получить диплом и букет на сцену поднялся Анатолий Смелянский. За несколько часов до вручения премий Станиславского его объявили председателем жюри "Маски" этого года (по драмтеатру). Наиболее примечательным на нынешней церемонии в "Балчуге" стало выступление Людмилы Максаковой, которая произносила здравицу в честь лауреата премии Михаила Ульянова. Перечисляя многочисленные заслуги своего худрука, Максакова со значением обратилась к нему со словами: "Вы руководите театром, который до сих пор, слава Богу, репертуарный. Другого театра у нас быть не может". Поняв скрытый пафос ее слов, часть публики начала аплодировать. Дискуссия о репертуарном театре, его несомненном прошлом и все чаще подвергаемом сомнению будущем то выходит на поверхность, то вновь глохнет в тиши министерских кабинетов, слухи о том, что государственные дотации могут вот-вот снять и перевести театры на гранты, ползут и волнуют умы околотеатральной публики. И вот Максакова решила вступить в этот спор.

Напомню, что среди других лауреатов Премии Станиславского - режиссеры Юрий Любимов и Тадаси Судзуки (за вклад), Инга Оболдина (за роль Вари в "Вишневом саде" Някрошюса), Александр Абдулов (за роль Палача) и Игорь Иванов (Серебряков у Додина), театральный педагог Валерий Галендеев, сочинитель и бессменный организатор екатеринбургского фестиваля "Реальный театр" Олег Лоевский.

В жюри "Маски" по драмтеатру, кроме Анатолия Смелянского, вошли, в частности, Алла Демидова, Евгений Князев. Музыкальный театр рассудит жюри под руководством Владимира Урина, директора Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В этом году удалось наконец собрать представительную афишу спектаклей на большой сцене, часть которых уже "засветилась" на екатеринбургском "Реальном театре". Это - "Дачники" из Омской драмы в постановке Евгения Марчелли и "Наваждение Катерины" по Лескову в постановке Алексея Песегова из Минусинска. По два раза в списке режиссеров фигурируют Михаил Бычков и Нина Чусова (она, только-только отмеченная еще и молодежной премией "Триумф", выдвинута за "Мамупапусынасобаку" в "Современнике" и за "Вия" в Театре имени Пушкина). А Михаил Бычков, создатель и руководитель Воронежского Камерного театра, поставил там (и говорят, что успешно) "Зиму" Евгения Гришковца. К слову, раз уж речь зашла о Гришковце: в рамках масштабных гастрольных проектов и торжеств он покажет все свои спектакли. Среди других важных гастролей - три спектакля Бориса Эйфмана, шекспировская трилогия Эймунтаса Някрошюса и обширная ретроспектива Малого драматического театра - Театра Европы (последняя премьера Додина, "Дядя Ваня", сам Додин и его актеры - Петр Семак, Сергей Курышев и Ксения Рапопорт - в списке номинантов на нынешние "Маски"). Еще обещаны спектакли так любимых гендиректором "Маски" Эдуардом Бояковым театра "Дерево" (справедливости ради надо отметить, что он относится к числу многочисленных поклонников этого театра-эмигранта или театра-путешественника) и московская премьера нового спектакля инженерного театра "АХЕ". Вероятно, все это должно примирить с некоторой скромностью нынешнего списка новаторов - в нем "Золото нартов" Виолы Ходовой северо-осетинского театра "Арвайден" и Иван Вырыпаев с "Кислородом".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Казанцев, Без идеи русский театр существовать не может /02.12/
Интервью. Когда я слышу от директоров и других работников театров разговоры о том, что якобы хочет видеть зритель, меня это всегда настораживает. Я сразу понимаю, что имею дело с театральными предпринимателями, далекими от русской театральной культуры.
Григорий Заславский, Предвыборный период в театре /05.12/
Драматурги почти не пишут о политических баталиях и вообще - о политике. Театры - почти не ставят. Театры не ставят, потому что драматурги не пишут, драматурги не пишут - наверное, потому, что не надеются на постановку. А политический театр - продукт скоропортящийся.
Григорий Заславский, Монолог под крышей Молодежного театра /28.11/
К премьере по пьесе Жан-Люка Лагарса "Правила поведения в современном обществе". Это рассказ, лишенный шокирующих деталей, в нем нет места для суицидальных подробностей или же шокирующих подростковых поступков. Монолог о простой жизни, лекция, как безо всякой претензии и натяжки обозначен жанр представления.
Майя Мамаладзе, Европа в сети. Авторизация /27.11/
Фестиваль NET лишний раз показал, что новая режиссура последних лет выигрывает тогда, когда находит новый драматический текст. У нас же плохо относятся к тексту и к авторам. К чужим еще сносно, а своих и видеть-то не хотят. Могут и вообще забыть, что он жив, как это случилось у Жолдака с Солженицыным.
Александра Тучинская, "Времена года" Эймунтаса Някрошюса /25.11/
25 и 26 ноября на сцене театра им. "Моссовета" - первые две части проекта Эймунтаса Някрошюса: "Радости весны" и "Благо осени".
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru