Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Семь недель сплошного театра
Дата публикации:  6 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Тот безумный полуторамесячный марафон театральных звезд, который задумала к своему первому юбилею "Золотая маска" выглядит как наш ответ Чемберлену, где в роли Ч. - Чеховский фестиваль, раз в два года по нескольку месяцев бомбардирующий Москву зарубежными шедеврами. Идея юбилейных недель была такая: с начала февраля и вплоть до открытия очередной "Маски" (фестиваль начинается 27 марта, в день театра) в Москве будут показаны лучшие "масочные" спектакли последних десяти лет. По дороге что-то из первоначально задуманного терялось и утрясалось: не удалось привезти во время юбилейных семи недель спектакли Мариинки (у нее плотно забит гастрольный график), отказались от чеховской трилогии Додина (МДТ захотел показать весь свой репертуар, и это пришлось отложить на лето). Приезд из Германии огромной сложнейшей конструкции спектакля Sine Loco оказался слишком дорогостоящим, и группа АХЕ вместо него покажет компактную "Мокрую свадьбу". И все равно фестиваль обещает быть весьма недурственным. Самым мудрым решением организаторов было нежелание устраивать парад победителей: всякий знает, что выдача премий - процесс компромиссный, и, бывает, через год никто и вспомнить не может, как выглядел спектакль-лауреат. В Москву приедут не самые увенчанные, а самые яркие, выразительные и любимые. А теперь вдохните поглубже и садитесь поудобнее: буду рассказывать про всех, кого предстоит увидеть.

Начнется забег с трех спектаклей изобретательного и энергичного Бориса Эйфмана, которые покажут на Новой сцене Большого. Один из самых знаменитых отечественных хореографов, руководитель собственного "Театра балета Бориса Эйфмана" в Петербурге, был не раз осмеян критикой за дурной вкус, прямолинейный символизм и тягу к дешевым эффектам. Но, вероятно, за те же самые качества, над которыми злословят критики, Эйфман любим публикой - с той преданностью и страстью, на которую способны только балетные поклонники. Впрочем, труппа у Эйфмана и вправду отменная. Московские гастроли начнутся с веселого спектакля "Кто есть кто" - на музыку Эллингтона, Рахманинова и многих других. Это премьера, которой в столице еще не видели, - что-то заводное типа "В джазе только девушки", где вместо музыкантов - эмигрировавшие русские танцовщики. Зато потом - поберегись! - "Русский Гамлет" (про несчастного, страдающего и непонятого Павла I, чью развратную мамашу Екатерину танцевала в свое время Волочкова) и "Красная Жизель" (про русскую балерину Спесивцеву, которая эмигрировала, но тем не менее была доведена инфернальными чекистами до безумия).

Далее - тоже в феврале - шекспировская программа Эймунтаса Някрошюса. Три шедевра - "Гамлет", "Макбет" и "Отелло", - уже приезжавшие в Москву, но тем не менее обязательные для повторного просмотра. Про эти три спектакля гениального литовского метафориста стоит рассказать отдельно, а пока обращаю ваше внимание на то, что нынешняя "Маска" вся проходит под флагом Някрошюса: в конкурсе участвует его первая московская постановка - "Вишневый сад" (и имеет большие шансы на победу), а завершается фестиваль вильнюсской дилогией "Времена года Донелайтиса", которая по опросам критики была признана в России лучшим зарубежным спектаклем года.

В первых числах марта на сцене Центра имени Мейерхольда покажут "Мокрую свадьбу" Русского инженерного театра АХЕ - радикальной питерской команды, совсем недавно прославившейся в театральных кругах, но уже получившей "Золотую маску" в категории "Новация". "Ахейцы" - художники Максим Исаев и Павел Семченко - строители, алхимики, хулиганы и философы - создают на сцене чрезвычайно выразительную, изменчивую и опасную среду, где все течет, горит, взрывается, дымит, блестит и рассыпается на куски. Там сами художники - Творцы и Демиурги, а прочие актеры - подопытные существа, которые в результате испытаний, быть может, станут настоящими людьми. Вообще-то "Мокрую свадьбу" показывали на одном из эрмитажных карнавалов во время Театральной олимпиады, но нынешний спектакль значится как "российская премьера" - значит, нам покажут какой-то новый ее вариант.

После АХЕ приедет еще одна питерская (впрочем, теперь уже немецкая) команда, числящаяся радикальной и дважды претендовавшая на премию "Новация", - театр "Дерево". В Питере его по старой памяти числят культовым, но на сегодняшний взгляд радикализма в "Дереве" немного. Идеолог группы Антон Адасинский, очевидно, вырос из полунинской клоунады, откуда идут корни практически всех питерских авангардистов перестроечных лет. Только у "Дерева" вся эта клоунада чаще всего носит многозначительный и мрачновато-дьявольский характер, да еще скрещена с западной традицией "физического театра". Поджарая, эффектно бритая наголо четверка актеров "Дерева" - действительно в прекрасной спортивной форме, но всерьез воспринимать их спектакли как пластические невозможно - для этого они слишком малоизобретательные. В этом можно убедиться на спектакле "Острова в океане" - милом наборе этюдов на морские темы, - который приезжал на прошлую "Маску". Кроме "Островов", "Дерево" привезет еще три неновые постановки: "Всадник", "Красная зона" и моноспектакль одной из актрис театра Татьяны Хабаровой "Отражение".

Следующее наименование в праздничном наборе - День Евгения Гришковца. В течение одного дня (13-го марта) обожаемый публикой и критикой "новый сентименталист" покажет все свои спектакли, начиная с уже давно не игравшегося "Как я съел собаку", с которого несколько лет назад и началась московская слава актера-драматурга. За "Собакой", вспоминающей о службе на флоте, последует экзистенциалистское "ОдноврЕмЕнно", затем "Планета" - спектакль о любви, сыгранный вдвоем с Анной Дубровской. Потом - "Дредноуты" - спектакль для женщин о мужчинах, о героизме, славе, а более всего - о непрочности жизни. И уже ночью вместе с группой "Бигуди" Гришковец устроит клубный концерт "После работы" - легкую и необязательную мелодекламацию о беспечной праздности, которой иногда очень хочется.

Продолжается юбилейный марафон настоящим балетом - новосибирский театр оперы и балета привезет "Коппелию" Делиба, да не ту редакцию, которую нынче везде танцуют, а скрупулезно восстановленную старинную постановку Петипа в Мариинке - очень милое и стильное зрелище.

За ним снова "большой" театр - Саха театр им. П.Ойунского из Якутска привезет три спектакля: "Король Лир", "Желанный голубой брег мой" и "Олонхо" в постановке давнего выпускника ГИТИСа Андрея Борисова, руководителя театра и по совместительству - якутского министра культуры. "Желанный голубой брег мой" по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" - самая знаменитая постановка Борисова, которую он выпустил еще 25 лет назад как свой дипломный спектакль, получил за нее Госпремию и признание во всем мире. Аскетичный и полный поэзии "Голубой берег" о мальчике, едва не погибшем в тумане, был сделан как древняя северная притча - жестокая и пронзительная. Впрочем, как смотрится сейчас такой старый спектакль - предположить не возьмусь. Странный, темный, шаманский "Король Лир" тоже отсылал куда-то далеко даже от средневековья, к мрачной архаике, к мифу. А недавнее "Олонхо" - массивный и тяжеловесный якутский героический эпос о богине-богатырше Кыыс, в роли которой - величественная Степанида Борисова - актриса и много гастролирующая по миру певица, владеющая техникой горлового пения. Надо сказать, когда этот спектакль приезжал на "Маску", чудилось в нем что-то чрезмерно, демонстративно экзотическое, похожее на восточный театр для туристов либо представление на советском Месячнике дружбы народов. И все же сильные, впечатляющие моменты, особенно у грандиозной Борисовой, были тоже.

От "современного танца" на юбилейном фестивале представительствует самый знаменитый нынче в России хореограф модерн-данса Татьяна Баганова. Вернее, ее театр "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга. Он показывает две одноактовки - "Свадебку" и "Кленовый сад". "Свадебка" Стравинского выглядит неожиданно камерной, без обычного экстатизма и иронического излома. Она не клонится в сторону этнографии, ритуала, как это часто бывает, а сохраняет домашнюю атмосферу свадьбы в доме, умиляя незамутненным и очень театральным примитивизмом. "Кленовый сад", сделанный четыре года назад по заказу американского танцфестиваля, получивший в свое время "Маску" и вызвавший всеобщие восторги, - изысканно медитативное зрелище, полное юмора и поэтического абсурда. В сущности, это сказка, где в томно-эротической атмосфере смешались духи леса, птицы, осенние листья, а мужчины привязывают женщин за волосы к ветвям деревьев, чтобы не улетели.

В последнюю юбилейную неделю "Золотая маска" демонстрирует свой последний проект - любимое детище директора фестиваля Эдуарда Боякова - "Новую драму". В Москву из четырех российских городов привезут постановки, имевшие самый большой успех на последних "новодрамных" фестивалях. Во-первых, из Питера - два спектакля с Александром Лыковым, обе по пьесам театрального экспериментатора Клима. "Активная сторона бесконечности" (по Кастанеде) - это дуэт с Дмитрием Поднозовым. И монопьеса "Я... она... не я и я", написанная специально для Лыкова, - в сущности, психотерапевтическое произведение для артиста в кризисе. Лыков ко времени выхода этих спектаклей был знаменит только как ушедший из "ментовского" сериала Казанова, и мало кто мог себе представить, каков он в театре. Оказалось - совершенно сногсшибателен. Полные страсти, безумия и одновременно тонкой проницательности монологи, которые Лыков прокрикивает на бешеной скорости и невиданном накале, способны довести восприимчивого зрителя до сердечного приступа.

Кемеровский театр "Ложа", созданный некогда Гришковцом, а потом оставленный своим руководителем и тем не менее выживший, покажет два очаровательно непосредственных спектакля "Угольный бассейн" и "Планета неведомых сил добра", пленяющих беспроигрышным гришковцовским соединением простодушия с лукавством. Надо сказать, "Угольный бассейн" позиционируется как спектакль, сделанный в модной нынче у нас технике "документальной драмы", то есть основанный на реальных интервью с шахтерами. Но ситуации в пьесе настолько причудливо абсурдны, что поверить в ее документальность совершенно невозможно. Что, впрочем, нисколько не портит впечатления.

И еще два театра продемонстрируют открытие последнего фестиваля "Новая драма" - братьев-драматургов из Тольятти Дурненковых. Их иронично-абсурдные и фантастические пьесы своими языковыми играми, внезапными стилистическими столкновениями и наплывающим на реальность мороком немного напоминают Владимира Сорокина, хоть и выглядят менее изощренными и шокирующими. Пьесу "Культурный слой" привезет тот самый тольяттинский Театральный центр Голосова-20, который и открыл Дурненковых (в спектакле будет играть младший из братьев - Михаил). А Камерный театр из Воронежа покажет поставленные Михаилом Бычковым "Две маленькие пьесы", одна из которых - "В черном-черном городе" Вячеслава Дурненкова - "деревенская пьеса", вспухшая страшноватой мистической опухолью. Кроме того, Камерный театр привезет и постановку пьесы Гришковца "Зима", но это уже часть конкурсной программы нынешнего года - ее покажут в день открытия фестиваля, 27 марта.

Вот вроде и все. Вас что-нибудь впечатлило? Тогда советую не откладывать поход за билетами - спрос на них нынче большой. А тем, кто не пойдет, обещаю по ходу дела поподробнее рассказывать про самое интересное. Его будет достаточно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дина Годер, Специальное событие /04.02/
"Социальные актеры" с Белорусского вокзала показали зрителям, чем они отличаются от настоящих. Спектакль-акция Елены Ковылиной "Театр беспризорной молодежи". Театр.doc.
Дина Годер, Оплачено не все /28.01/
В Ленкоме поставлен самый элегантный коммерческий спектакль сезона. "Tout paye', или Все оплачено", И.Жамиак, театр Ленком, постановка Эльмо Нюганена.
Дина Годер, Фокус делать не из чего /27.01/
В спектакле по Фолкнеру Карбаускис понял про смерть что-то новое. Она оказалась обыденной и нестрашной.
Марина Куновская, Провокация как метод театральной карьеры /15.01/
Стабильный интерес театров к пьесам Андрея Курейчика сочетается со столь же стабильным недоумением критики: что находят деятели театра в работах юноши без достаточного жизненного опыта, берущегося за библейские, исторические и социально-философские темы?
Григорий Заславский, Между двойкой и тройкой /31.12/
Герои, антигерои, события и тенденции российского театра-2003.
предыдущая в начало следующая
Дина Годер
Дина
ГОДЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru