Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Чем сердце успокоится
Итоги театрального сезона 2003\04

Дата публикации:  19 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ну, что ж - театральный сезон завершен. Критики клином устремились в теплые края, поближе к морю и престижным международным фестивалям. В Москве журналисту, пишущему о театре, делать решительно нечего. Два-три спектакля, которые столичные театры успели закончить к июню-июлю, играют втихаря, как говорится - "под замену", а их пышные премьеры назначены на осень, и критикам писать о них строго-настрого запрещено. Не очень-то и хотелось. Сделаем вид, что их не было. Мертвый сезон наступил - самое время подводить итоги.

Итоги сезона принято подводить каждое лето. Бог знает, зачем это делается, если не для того, чтобы заполнить пустующее газетное пространство. Во всяком случае, если кто-то вам скажет, что к лету, когда утихают все скандалы, дрязги и пиаровская шумиха, можно, наконец, объективно оценить, чего стоил этот сезон, и выставить каждому спектаклю оценку в журнал, - смело плюньте ему в лицо. Объективной оценки не существует. Даже среди профессионалов. Это я вам говорю, как опытный член жюри и отборочных комиссий. И если вы посмотрите даже на самый независимый рейтинг премьер, который театральные критики делают для сайта www.smotr.ru, то поймете, что из журналистов можно составить 2-3 жюри, мнения которых будут совершенно различны. Так что идею объективности отбросим. Единственное, для чего может быть полезен вот такой ретроспективный взгляд, - это для составления индивидуального списка: на что надо бы сходить самому, где получат удовольствие пожилые родители, на что купить билеты родственникам из Кишенева, куда отправить подростка с растущими интересами, привыкшего тусить по клубам, а на что сходить с малолетним ребенком. Если вам и вправду такой список нужен, я готова помочь. Но учтите - мнение субъективное, и если вашей провинциальной тете мой выбор не понравится, рекламаций не принимаю. Это как гаданье - для более точного результата нужен личный контакт с клиентом.

Итак, что я советую вам. Тут все зависит от того, театрал вы или нет. Вот, например, чудесный спектакль театра "ОКОЛО" - "Лестничная клетка" - по старой одноактовке Людмилы Петрушевской. Если вы любите бедную и ироничную манеру Юрия Погребничко, вам стоит прийти в "ОКОЛО", чтобы увидеть ностальгическую историю, где два забулдыги, под видом брачного знакомства напрашивающиеся к одинокой женщине на выпивку, похожи на интеллигентных чеховских офицеров. Если вы никогда не видели спектаклей Погребничко - тоже советую, этот - один из лучших. А если вы его не любите, можете не терять время: на этот раз Погребничко так же равен себе, как и прежде, новостей нет.

Затем - "Скрипка Ротшильда" - последняя часть трилогии Камы Гинкаса по Чехову. Мне, признаться, ближе "Черный монах" и "Дама с собачкой", а новый спектакль суше и пафосней, чем первые два, но и в нем есть мощь, а Валерий Баринов, приглашенный из Малого театра, сильно играет здорового мужика, услышавшего в себе приближение смерти. И Игорь Ясулович в роли еврея Ротшильда - хорош. Далее: "Когда я умирала" в "Табакерке". Страшную маленькую повесть Фолкнера молодой Миндаугас Карбаускис превратил в историю о растущей из фермерской земли нищете, о терпении и безнадеге. И в этой истории почему-то оказалось много смешного.

Если вы поклонник опытов Анатолия Васильева, сходите на "Песнь двадцать третью" из гомеровской "Илиады". Тут будут и схватки, основанные на приемах китайских боев ушу, и странные гортанные выкрики актеров, напоминающие манеру актеров японского театра "Но", и горловое пение алтайского артиста, символические жесты православной иконописи, и, как всегда, завораживающий хор "Сирин", поющий музыку Владимира Мартынова. А целиком это трехчасовое действо (обратите внимание - без перерыва!) рассказывает предпоследнюю песнь "Илиады", где речь идет о тризне по убитому Патроклу и спортивных соревнованиях, устроенных в его честь Ахиллесом. Впрочем, детали этого сюжета, возможно, вам и не удастся различить среди тягучего и медитативного зрелища. И - раз мы уж заговорили об осаде "Трои" - могу вам посоветовать последний спектакль Евгения Гришковца, рассказанный с его голоса артистами МХАТа так же, как когда-то "пели" с его голоса актеры кемеровской "Ложи". Прочно, но без подробностей сидящие в памяти греческие мифы на малой сцене МХАТа превратятся в ветеранские байки старпера и препирательства задуренных пропагандой солдат.

Если вы любите новую драму и вообще театр развязный и провокативный, можете сходить в центр драматургии и режиссуры на "Трансфер" - это забавная новая пьеса модного Максима Курочкина, где бизнесмен с компанией совершает поездку в ад буднично, словно в командировку за рубеж. К тому же в ней играют отличные молодые актеры. А можете - на пьесу "Бог" на малой сцене театра имени Моссовета, где Виктор Шамиров с компанией актеров так пересказал и разыграл пьесу Вуди Аллена, что она превратилась в шальной междусобойчик, где Шамиров с Гошей Куценко и еще несколькими актерами подкалывают друг друга, дурят, пародируют телешоу и вообще развлекаются. Иногда на это смешно смотреть и зрителям.

Так, теперь посмотрим, какую из свежих премьер можно предложить пожилым родителям. Им лучше что-нибудь традиционное. Тут советую два спектакля, вышедшие во МХАТе (кстати, если вы сами тоже сходите на эти спектакли с мамой, то не будете слишком разочарованы). Во-первых, "Дядя Ваня" того же Карбаускаса, о котором я уже говорила. Спектакль, который он сделал по Чехову, одновременно традиционен и свеж, Ирина Пегова из "Мастерской Фоменко" в роли Сони и Дмитрий Назаров в роли Астрова - просто изумительны, да и комично важничающий в роли Серебрякова Олег Табаков хорош, как всегда. Булгаковскую "Белую гвардию" в том же МХАТе поставил Сергей Женовач. Это достойный спектакль, особенно его "домашние" сцены, где в гостиной Турбиных собираются бравые молодые офицеры, чтобы острословить на глазах у красавицы Елены. Кстати, раз уж теперь Булгакова и в школе проходят, можно на "Белую гвардию" отправить с бабушкой и старших оболтусов - они не соскучатся, увидев на сцене такое количество любимых телегероев, а в роли Алексея Турбина - кумира молодежного кино Константина Хабенского.

Раз уж речь зашла об оболтусах. Приучая старшего ребенка к театру, имеет смысл сводить его на те постановки по классическим текстам, которые сделаны с веселым оттягом, чтобы понял, что школьная программа - это не обязательно скучно. Тут первым номером пойдет "Гроза" Нины Чусовой в "Современнике" - спектакль дикий и не очень внятный, зато сильный своей Катериной - Чулпан Хаматовой, которая похожа на бешеного подростка, борющегося за свою любовь. Ну, и на шекспировского "Ричарда III", которого поставил в "Сатириконе" Юрий Бутусов - невероятно стремительный спектакль, где прыткий горбатый узурпатор в исполнении Константина Райкина похож на увечную обезьянку, а обесчещенные дамы кричат о мести, подбрасывая ноги в канкане. Была в этом сезоне и громкая премьера по классику соцреализма: модный Кирилл Серебренников, ставивший до того только глумливую и шокирующую современную драму, выпустил во МХАТе энергичных и резких "Мещан" с несколькими отличными актерскими работами и безо всякого горьковской социальности. Вместо конфликта двух укладов - вечная разность между отцами и детьми.

А если ребенок не желает сильно отвлекаться от своих клубных пристрастий, отправьте его на очередной спектакль Петра Мамонова в театр Станиславского - "Мыши, Мальчик Кай и Снежная королева". Само по себе произведение весьма бессмысленное, но зато в нем есть как всегда прекрасный Петр Николаевич, который поет песни из двух своих недавних альбомов - "Мыши" и "Зелененький".

Младшим детям (впрочем, как и старшим, и старикам) из премьер нынешнего года советую прежде всего музыкальные. Во-первых, невероятно смешной и обаятельный камерный вариант моцартовской "Волшебной флейты", поставленный в "Маленьком мировом театре" Катей Поспеловой. Бог знает, где и когда этот дурашливый и не претендующий на величие первоисточника спектакль можно будет увидеть - помещения-то своего у "мирового театра" нет. И все же не отказывайтесь от поисков: услышать лукавый русский перевод молодых поэтов, увидеть самого Псоя Короленко в роли черта и обнаружить несколько действительно хороших певцов действительно стоит. Так же всем, вместе с младшими, очень стоит сходить на новый балет "Ромео и Джульетта" в Большом, поставленный английским режиссером Декланом Доннелланом и хореографом Раду Поклитару. Музыка Прокофьева, правда, тут сокращена до состояния дайджеста, но современная хореография выглядит очень живой, энергичной и внятной. На сцене - не противостояние кланов, а двое влюбленных - против мрачной наступающей толпы.

Ну и последний пункт списка: наши провинциальные родственники. Им, как известно, прежде всего, нужны звезды. Давайте посмотрим, на что и вам будет не обидно сопровождать в театр любимую тетю. В списке для родственников, как всегда, первым номером стоит "Ленком". В этом сезоне на его сцене появилась как раз элегантная мелодрама, полная звезд: "Tout Paye, или Все оплачено". Спектакль поставил эстонец Эльмо Нюганен, играют в нем Чурикова, Янковский, Збруев и молодые актеры - тетя будет довольна. Французская пьеса о том, как одинокий человек нанял актеров, чтобы они играли его родственников, 20 лет назад шла во всех провинциальных театрах страны сразу, выжимая из зрителей то хохот, то слезу. Теперь, хоть и непонятно, для чего вынули ее из архива, спектакль получился вполне приличный. Еще более благородный вариант мелодрамы со звездами - это "Последняя жертва" в постановке Юрия Еремина во МХАТе. Действие пьесы Островского режиссер перенес в начало ХХ века, изысканные платья в стиле "модерн" невероятно идут красавице Марине Зудиной. Олег Табаков в роли благородного миллионера тоже в грязь лицом не ударит, но особенно хороша Ольга Барнет (пусть не звезда, зато отличная актриса) в роли говорливой тетушки-нахлебницы.

Ну и последний случай: если ваши родственники хотят как следует посмеяться, но сборный концерт юмористов все же считают зрелищем недостойным. Очень советую сходить на "День выборов" клоунского театра "Квартет И". Да и сами сходите - не пожалеете. Ей-богу, это очень смешно, и хоть меня заклевали совсем за дурной вкус коллеги-критики, я продолжаю всем советовать посмотреть эту пародию на отечественные политтехнологии. Среди огромного количества удачных шуток (ну и неудачных тоже, но кто их считает?), разыгранных молодыми актерами вместе с приглашенной звездой (то Валдис Пельш, то Василий Уткин и т. д.), оттягивается группа "Несчастный случай" во главе с Кортневым, которая изображает музыкантов всех мастей: от панков и шоу трансвеститов до частушечников в кокошниках. Все это, конечно, не совсем спектакль, но тот, кто видел предыдущую постановку "Квартета И" - "День радио", - поймет о чем речь.

Ну что - кажется, список полон. А теперь можете мне задать вопрос, с которого обычно критики начинают свои "итоги сезона": считаю ли я этот сезон удачным? Отвечаю: нет, не считаю. По-моему, он был довольно кислым. После очень мощного прошлого сезона чувствуется, что сильных впечатлений почти не было. Но это: во-первых, нормально для творческого процесса, который всегда скачет вверх-вниз, а во-вторых - мое личное мнение, которое я никому не навязываю. Спектаклей-то, на которых стоит сходить, все равно полно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дина Годер, Без контекста /21.06/
"Отелло" разочаровал всех. Критики писали о том, что - совершенно невероятно для спектаклей Доннеллана - зрители уходили в антракте, а во время сцены удушения раздавались смешки.
Дина Годер, Три Чехова в Черешневом лесу /07.06/
Парадоксы и старомодная прямолинейная концептуальность уходят из постановок классики вместе с цельностью и энергией мысли. Главными теперь видятся нюансировка и тонкие замечания на полях - результаты внимательного и медленного чтения старых пьес.
Лейла Гучмазова, Тонкий хип-хоп /20.05/
"Play-back" Режиса Обадиа оказался странной мешаниной. Сыграть Лайзу Минелли или даже Ханну Шигулу не удалось, а игра в Майкла Джексона хоть и получилась веселой - артисты сканировали жесты и скользящий шаг - впечатление свального греха все-таки осталось.
Дина Годер, Вершинины на лестничной клетке /17.05/
В нынешней постановке пьеса Петрушевской про двух любителей выпить, которые под видом брачного знакомства пытаются набиться в гости к одинокой женщине, идет у Погребничко без каких-либо добавлений. Но герои - чеховские офицеры, говорящие словами Петрушевской.
Дина Годер, Диабетус с Гепатитусом зажигают /07.05/
Режиссер говорит о том, как было бы круто сделать спектакль часов на шесть и чтобы первая реплика прозвучала часа через три после начала. А в конце актер час должен просто смотреть на зрителей. Еще эффектней было бы, чтобы его в конце убили по-настоящему.
предыдущая в начало следующая
Дина Годер
Дина
ГОДЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru