Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Будете довольны
Дата публикации:  17 Августа 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Обычно к концу августа театральные критики, замучавшиеся за время мертвого сезона высасывать события из пальца (надо же чем-то газетные полосы заполнять), начинают анонсировать премьеры грядущего сезона. Мол, не сегодня-завтра жди сенсаций. Мне тоже надо бы что-нибудь проанонсировать, а то вы, наверное, и забыли за лето, что существует такой вид искусства - театр. Только я не буду говорить о премьерах, которые все равно никуда не денутся. Театралу полезнее знать о грядущих театральных фестивалях, чтобы не пропустить то, что больше не повторится.

Вообще-то в столицах самым фестивальным временем традиционно считается вторая половина сезона. Весной проходит "Золотая маска", а каждые два года - ударные марафоны международного Чеховского фестиваля. Но пока решение экспертного совета о том, какие постановки приедут на фестиваль лучших российских спектаклей, не вынесено, да и программа чеховского, который пройдет в конце грядущего сезона, не окончательно сверстана. Так что расскажу вам о фестивалях первого полусезонья.

Главным фестивалем осени уже давно считается питерский "Балтийский дом", который проходит в октябре. Несколько лет назад его стал догонять бедный, но амбициозный московский NET (ноябрь - начало декабря). А в самые последние годы в сентябре в Москве образовалась и рожденная в недрах "Золотой маски" "Новая драма". Так что столичная осень теперь тоже вполне укомплектована фестивалями.

Главная неожиданность начала нынешнего сезона в том, что на этот раз "Новая драма" переехала в Питер. Причины переезда, судя по всему, денежные, но я думаю, что второй столице, ревниво стерегущей свою духовность, и самой важно увидеть популярные в Москве опусы молодых радикалов, полные матерщины, секса и подростковой экзальтации. Да и вообще послушать, о чем пишут нынешние драматурги. А там можно и к классике возвращаться - глаза-то уже будут другие.

Основные площадки питерской "Новой драмы" - Балтдом, театр на Литейном и театр Ленсовета. Программы, как обычно, две - российская (в нее входят постановки пьес отечественных авторов, написанных в течение последних десяти лет) и международная (пьесы зарубежных авторов, поставленные у нас или за границей). Детали можете узнать на www.newdrama.ru , www.goldenmask.ru. Какие-то особенно прославленные постановки на этот фестиваль, ориентированный на поиск новых имен, естественно, не приезжают. Так что все участники из-за рубежа обычно темные лошадки. Но в пьесах международной программы особенно советуют обратить внимание на двух молодых прибалтийских драматургов - латышку Ингу Абеле (рижский спектакль "Железная трава") и литовку Лауру Синтию Черняускайте (камеровский спектакль "Скользящая Люче"). Я эти постановки не видела, так что своего мнения не имею.

Питерским театралам советую не пропустить несколько очень занятных московских постановок. Прежде всего, спектакли "Театра.doc" - очень важного объединения для всего движения "новой драмы". Они привезут "Кислород" Ивана Вырыпаева, - спектакль, уже объездивший мир и получивший кучу призов. А еще "Войну молдаван за картонную коробку" и "Большую жрачку", использующие некоторые приемы "документального театра". "Коробку" (это история о молдаванах-бомжах, работающих на рынке) я люблю больше, она занятнее и сложнее придумана. Зато имеющая огромный успех "Жрачка" (она пародирует закулисную жизнь передачи "Окна") - более провокативна и эффектна. Но если вы целомудренны и не выносите мата, ни на "Коробку", ни на "Жрачку" ходить не стоит. Еще среди московских интересностей - мхатовская "Осада" Евгения Гришковца (очень славно осовремененный пересказ античных мифов) и "Красной ниткой" Центра драматургии и режиссуры - спектакль, сделанный по результатам этнографических экспедиций по России. Вошедшие в шумную моду за последнюю пару лет братья-драматурги Пресняковы из Екатеринбурга на нынешней драме будут представлены спектаклем ТЮЗа из своего родного города. Он сыграет ту самую пьесу "Изображая жертву", премьера которой в дни фестиваля пройдет и во МХАТе. А открытые прошлой "Новой драмой" тольяттинские братья-драматурги Дурненковы привезут спектакль "Культурный слой". Сам спектакль выглядит весьма самодеятельно, но пьеса занятная.

"Новая драма" продлится с 17 по 26 сентября, а уже 30 сентября начнется "Балтийский дом". Программа "Балтдома" очень сильная, так что тот, кто готов специально за театральными впечатлениями поехать в Питер, в накладе не останется.

Мастеров на этот раз на "Балтдоме" будет двое. Во-первых, главный герой фестиваля, ради которого в Питер едут толпы театралов из других городов и даже стран, - Эймунтас Някрошюс. На этот раз он показывает свою шекспировскую ретроспективу: "Гамлет", "Макбет", "Отелло", которая была в Москве на 10-летии "Золотой маски". И совсем свежую премьеру - "Песнь песней". Второй мастер - Кама Гинкас. Он везет не только два ТЮЗовских спектакля - "Сны изгнания" и "Скрипку Ротшильда", но и несколько постановок своих учеников-режиссеров из Школы-студии МХАТ, которые показывают в основном пьесы новых авторов. Так что в этом смысле "Балтдом" оказывается естественным продолжением "Новой драмы".

Третьим очень важным блоком фестивальной программы будут спектакли режиссеров уже состоявшегося среднего поколения (и в этом он перекликается с московским фестивалем NET, который пройдет на два месяца позже). Тут дополнительных объяснений не нужно - всякий театрал слышал эти имена. Будут спектакли режиссеров, работавших в "Балтийском доме". Виктор Крамер покажет совместную с итальянцами постановку "Суперфлю" (это по гоголевской "Женитьбе", ее год назад привозили в Москву). Андрей Могучий - "ProТурандот", выпущенный весной в театре "Приют комедиантов" (говорят, к сказке Гоцци этот спектакль почти никакого отношения не имеет). Анатолий Праудин - "Поющих призраков" (это поэтический спектакль по "Поэме без героя"). Клим - уже вторую свою постановку в "Балтдоме" - "Грозу", под названием "Отчего люди не летают". А еще из балтдомовских завсегдатаев прибудет великий и ужасный украинец Андрей Жолдак, уже не раз побывавший причиной фестивальных скандалов. Он привезет из Харькова целых два спектакля: "Месяц любви" (по "Месяцу в деревне" Тургенева) и "Гольдони. Венеция". Еще из гастролеров приедет литовец Оскарас Коршуновас - самый знаменитый в Европе молодой режиссер постсоветского пространства. Он привезет "Ромео и Джульетту" - тот самый спектакль, сделанный по заказу Авиньонского фестиваля год назад, премьера которого тогда не состоялась из-за отмены фестиваля. На этом интересности "Балтдома" не заканчиваются, но не переписывать же мне программу фестиваля целиком┘

Ну и, наконец, финальный фестиваль первого полусезонья - NET. Надо сказать, фестиваль Нового Европейского Театра, амбиции которого всегда были больше, чем финансовые возможности, в последние годы заметно набирал силу, но в это раз, кажется, сделает качественный скачок. Дело в том, что теперь NET объединяется с танцфестивалем ЦЕХ и новым детским фестивалем ДЕПО. Полученный таким образом фестиваль фестивалей под загадочным названием "Рес:публика" (именно с двоеточием!), хоть его мотором по-прежнему является NET, как выясняется, имеет куда больше возможностей. Начать с того, что вся фестивальная программа начнется с грандиозного представления театра АХЕ "Sine Loco", привезенного из Германии лишь однажды в Питер и там получившего "Золотую маску" в номинации "Новация". Спектакль, который в Германии играли в помещении заброшенной фабрики, а в Питере - в павильоне Ленэкспо, в Москве пройдет в недавно отстроенном Крокус Сити-Молле. Это будет 28 ноября.

Собственно NET начнется 1 декабря и продлится до 13-го. Он откроется новым моноспектаклем Йозефа Наджа "Дневник провинциала". Затем будет три спектакля, которые нетерпеливый театрал, возможно, уже успеет посмотреть на "Балтдоме" - "Ромео и Джульетта" Коршуноваса, "Гроза" Клима и "Месяц в деревне" Жолдака (его хотели привезти на NET еще в прошлом году, но потом заменили на "Гамлета" - помните, какой был скандал?). Отвлекшись на минуту, скажу, что, если у кого-то из московских театралов совсем не будет возможности съездить на "Балтдом", то его утешит не только NET, но и оргкомитет премии Станиславского, который примерно в то же время привезет в Москву някрошюсовскую "Песнь песней".

"АХЕ" приедут не только с эпохальным "Sine Loco", но и с маленьким, умещающимся в одном чемодане и совсем свежим спектаклем "Мистер Кармен". Талисман NETа Евгений Гришковец, каждый раз показывающий на фестивале что-то новенькое, в программе фестиваля обязательно будет, хоть еще и неизвестно, в каком именно виде. Впрочем, Гришковец имеет успех всегда, как говорится, "хоть тушкой, хоть чучелом". А еще некий новый проект, сделанный совместно с одним из немецких фестивалей, покажет Иван Вырыпаев (вот вам и ниточка к "Новой драме"!).

Ну и, наконец, два еще не бывавших в Москве иностранца. Самый знаменитый молодой венгр, брутальный и радикальный Арпад Шиллинг, покажет чеховскую "Чайку", неожиданно для всех на совершенно пустой сцене. И - самое главное - Томас Остермайер. Организаторы NETа пытались привезти его постановки с первого фестиваля, но гонорары, которые запрашивал этот молодой, но практически самый знаменитый сегодня режиссер в Европе, были много больше, чем цена всей программы. Разумеется, привезти раскрученного немца (стоит это удовольствие примерно 200 000 евро) не удалось бы и в этот раз, если бы не удачно подвернувшийся год немецкой культуры. Соответственно, все расходы на себя взял Немецкий культурный центр. Остермайер привозит в Москву жесткий хайтековский "Кукольный дом", который этим летом вместе с тремя другими его спектаклями (небывалый случай!) был показан в официальной программе Авиньонского фестиваля.

Ну и, чтобы закончить рассказ о первом театральном полусезонье уж совсем фанфарами, скажу, что примерно в то же самое время (как говорят - где-то в ноябре), благодаря тому же самому году немецкой культуры в Москву приедет великая Пина Бауш. Не знаю дела, которое не стоило бы отложить, чтобы ее увидеть.

А что касается текущих столичных премьер - ужо как-нибудь успеем.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дина Годер, Чем сердце успокоится /19.07/
Если кто-то вам скажет, что к лету, когда утихают все скандалы, дрязги и пиаровская шумиха, можно, наконец, объективно оценить, чего стоил этот сезон, и выставить каждому спектаклю оценку в журнал, - смело плюньте ему в лицо.
Дина Годер, Без контекста /21.06/
"Отелло" разочаровал всех. Критики писали о том, что - совершенно невероятно для спектаклей Доннеллана - зрители уходили в антракте, а во время сцены удушения раздавались смешки.
Дина Годер, Три Чехова в Черешневом лесу /07.06/
Парадоксы и старомодная прямолинейная концептуальность уходят из постановок классики вместе с цельностью и энергией мысли. Главными теперь видятся нюансировка и тонкие замечания на полях - результаты внимательного и медленного чтения старых пьес.
Лейла Гучмазова, Тонкий хип-хоп /20.05/
"Play-back" Режиса Обадиа оказался странной мешаниной. Сыграть Лайзу Минелли или даже Ханну Шигулу не удалось, а игра в Майкла Джексона хоть и получилась веселой - артисты сканировали жесты и скользящий шаг - впечатление свального греха все-таки осталось.
Дина Годер, Вершинины на лестничной клетке /17.05/
В нынешней постановке пьеса Петрушевской про двух любителей выпить, которые под видом брачного знакомства пытаются набиться в гости к одинокой женщине, идет у Погребничко без каких-либо добавлений. Но герои - чеховские офицеры, говорящие словами Петрушевской.
предыдущая в начало следующая
Дина Годер
Дина
ГОДЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru