Русский Журнал / Обзоры / Политическая мысль
www.russ.ru/culture/politmisl/20041222.html

Тайна двенадцати "бэ"
Андрей Левкин

Дата публикации:  22 Декабря 2004

Конечно, хитом недели был аукцион по "Юганскнефтегазу" и победа в оном "Байкалфинансгруп", вышедшей на битву из полного отсутствия какой-либо хозяйственной деятельности. С точки зрения политологической самым интересным здесь оказались репортерские исследования на тему, что собой представляет данная юридическая сущность и в частности ее физическая резиденция по ул. Новоторжская, 12б города Твери. Не слишком даже преувеличивая, можно счесть этот дом (объект можно разглядеть на фотографии zamsky) синонимом политологической жизни РФ к исходу 2004 года. Итак, репортажи.

"Новые Известия" (20 декабря, Николай Дзись-Войнаровский, "Звонок другу"):

"О новом владельце крупнейшего нефтяного актива страны известно мало. У ООО "Байкалфинансгрупп" нет своей страницы в Интернете, на ее деятельность в Сети вообще нет никаких ссылок. Система комплексного раскрытия информации (Скрин) также не выдала сведений по данной фирме. Первое упоминание ООО "Байкалфинансгрупп" связано именно с аукционом по продаже "Юганскнефтегаза". Известно только, что фирма зарегистрирована в Твери, по адресу ул. Новаторская, д. 12/б. По этому же тверскому адресу зарегистрировано множество других организаций, в частности тверской филиал Российского государственного гуманитарного университета. Компания подала заявку на участие в аукционе 16 декабря и внесла залог в размере почти 50 млрд руб. Задаток для участия в аукционе был переведен со счетов Сбербанка.

Юридический адрес ООО "Байкалфинансгрупп" совпадает с юридическим адресом одной из дочек "Газпрома". Впрочем, официальный представитель "Газпромнефти" опроверг сообщения о причастности монополиста к этой покупке... В пользу покупки дочки ЮКОСа "Сургутнефтегазом" говорил лишь тот факт, что ООО "Байкалфинансгрупп" зарегистрировано через дом от офиса ООО "Тверьнефтепродукт" - дочерней компании "Сургутнефтегаза". Однако пресс-секретарь компании Раиса Ходченко опровергла информацию о причастности к победе на аукционе".

Вариант от "Коммерсанта" (20 декабря, Денис Скоробогатько, Дмитрий Бутрин, Николай Ковалев, "Юганск" купили люди из "Лондона"):

"До 1917 года в здании на Новоторжской, 12б располагалась гостиница "Лондон", в честь которой названа рюмочная-кафетерий "Лондон", существующая на первом этаже здания и поныне. Кроме того, на первом этаже расположены винно-водочный магазин "Дионис" и продовольственный магазин "Волга". Бармен "Лондона" вчера выслушал от корреспондента Ъ информацию о "Байкалфинансгруп", однако категорически заявил, что среди его клиентов в последнее время обладатели $9,35 млрд замечены не были. На втором этаже здания расположены офисы некрупных тверских фирм, в том числе структур владельца здания, государственного НПП ГЕРС, а также салоны сотовой связи и магазины джинсовой одежды. На третьем этаже "Лондона" владельцев БФГ Ъ также обнаружить не удалось: он заколочен и погружен во тьму.

Всего по данному юридическому адресу зарегистрировано более 150 фирм, среди которых, например, благотворительный фонд "Во имя рождения" и Клиника доктора Лыськова. Некоторое время назад юридический адрес использовало местное отделение банка МЕНАТЕП СПб. Отметим, что представители ЮКОСа и его акционера, Group MENATEP, за час до аукциона подтвердили свое неучастие в торгах".
Понятно, почему репортажи важнее рассуждений: иногда фактура значит больше, чем любые предположения, тем более конспирологические, а какие тут еще возможны? Но отметим, что название распивочной ("Лондон") - оно достоевское какое-то. Так могла бы назваться та, безымянная в "П&Н", точка, где Мармеладов перетирал о жизни с Раскольниковым и ругался с обслуживающим персоналом: "Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия". С этими словами вполне коррелирует интервью и.о. председателя Российского фонда федерального имущества Юрия Петрова "Ведомостям" (20 декабря, Ирина Резник, "РФФИ был готов к скандалу"):

"- Что произойдет, если "Байкалфинансгрупп" не заплатит деньги в указанный срок?

- Если компания не выполнит свои обязательства, то аукцион будет признан несостоявшимся, а победитель лишится задатка, который будет переведен на счет судебных приставов. Мы направим все необходимые документы службе судебных приставов, и решение будет за ними.

- Может ли "Юганскнефтегаз" перейти в собственность государства?

- Да, но решать это будут судебные приставы".

Конечно, можно не ограничиваться репортажами, а упомянуть, например, гуманитарно-историческую оценку, произведенную на Prognosis'е (21 декабря, Владимир Колянов, "Продажа "Юганскнефтегаза": вперед в девяностые!"). Там констатируется, что "история с покупкой "Юганскнефтегаза" никому не известной компанией "Байкалфинансгруп" возвращает страну и бизнес во времена первоначального накопления". Путин, короче, становится ельцинской версией.

Еще с исторической точки зрения уместно вспомнить г-на Леонтьева, не столь давно в интервью "Дням.ру" (13 декабря, "Кто уничтожает Россию?") отвечавшего на вопрос "Вы можете назвать какие-то ошибки президента Путина, или он их вовсе не делал?".

"- Я не могу сказать, что "он сделал такую-то ошибку". Некоторые вещи, мне казавшиеся безусловными ошибками, таковыми в итоге не оказались - но позвольте без примеров. Меня несколько удивляет кадровая политика, хотя я понимаю источники ее ограниченности... Но единственной проблемой в моем восприятии ситуации является экономическая политика".

В данном случае президент лично разъяснил проблему, так что г-н Леонтьев, надо полагать, будет умиротворен: как сообщил РБК хедлайном своей ленты, "16:04 В.Путин: Акционерами "Байкалфинансгруп" являются лица, занимающиеся бизнесом".

Но государство занималось не только переводом нефти в Тверь. Еще было заседание кабмина по поводу культуры, а культура даже более, чем нефть, невозможна без фактуры.

"Вы патриотическим воспитанием молодежи будете заниматься?" - спросил премьер Михаил Фрадков у министра культуры. "Надо показывать в СМИ позитив реальной жизни, - уверенно ответил министр культуры, - а также людей, работающих на голом энтузиазме. Телевидение в последние полгода (примерно столько Минкультом руководит господин Соколов. - Ъ) стало это делать". Премьер не согласился: "Негатив захлестывает, и это провокация! Молодежь уводится в сторону". Министр Соколов в ответ процитировал любопытные признания, опустив имена их авторов. "Один губернатор" написал ему, что в "Российской газете" "позитив публикуют только за деньги, а негатив - даром"...

Тема негатива заставила заговорить министра обороны Сергея Иванова: "Армию обвиняют в дедовщине. Недавно двое солдат сбежали, убили двух милиционеров, захватили заложников. СМИ писали о дедовщине. А я выяснил, что эти двое старослужащих перед побегом прочитали книжку "Как убить мента". Прочитали и пошли убивать! Я дал приказ изъять такого рода литературу". Дальше выяснилось, что министр обороны готов распространить опыт цензурирования в своем ведомстве на всю страну. Он поставил перед премьером и министром культуры задачу "прекратить дебилизацию населения "Аншлагом" и другой телепошлятиной".
Генерала поддержал адвокат. Михаил Барщевский, представитель правительства в Верховном, Конституционном и Высшем арбитражном судах, самостоятельно сосчитал, что "70% голливудских фильмов проплачивает Пентагон, а остальное - Минюст и Минтруд". России, по словам адвоката, нужна культурно-идеологическая поддержка реформ, без нее не обойтись, как "реформа 1917 года" не обошлась без поддержки Александра Блока и Владимира Маяковского. Точки над i расставил бывший замминистра культуры СССР, а ныне зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов: "В день Конституции по госканалу три часа показывали Петросяна! Кто будет осуществлять контроль? Может, посмотреть на элементы цензуры?" (Константин Смирнов, "Правительство раскололось по культурному признаку", "Коммерсант" от 17 декабря).
Оценивать, в какой мере "Аншлаг" опошляет события, связанные с "Юганскнефтегазом", представляется избыточным, тем более что эти сущности уже весьма удачно связаны сайтом "Baikal Finance Group: Байкал Финанс Груп" с текстом вполне аншлагообразным:

"А мы купили Юганскнефтегаз! Во такие дела. Круто? Круто! Хьюстон-суюстон. Юкося-выкуси. Кто мы такие? Нормальные ребята. Когда надо, скажем больше. Главное, что бизнес будет в России, а не во всякой оффшорной фигне.

Наша штаб-квартира находится в Твери, по адресу Новоторжская, 12б.

На первом этаже нашей штаб-квартиры - кафетерий Лондон, винно-водочный магазин Дионис и продуктовый магазин Волга. Юганскнефтегаз будет в подвале или на чердаке. Мы еще не решили, где именно. Шлите нефть/акции/идеи/дизайны бочками по адресу..."

Есть в этом описании нечто кондовое - как вечное, так и актуальное: тут у нас Совет Федерации, там будет строго партийный парламент, а куда Общественную палату деть - тоже сообразим. Чердак вот свободен, хотя, конечно, на чердак лучше тех, кто поддержит культурно-идеологически, им будет приятно. Ну, тогда Палату в подвал.

Все это не стеб, поскольку политическая деятельность и состоит в производстве конкретных последствий, вовсе не обязательно подготовленных теоретически. А что до теории, тут самое время обратить внимание на то, что "Эксперт" уже некоторое время явно что-то строит - идеологическое, в смысле. Не так чтобы национальную идею, но - стратегичность некоторых публикаций имеет место. Ну разумеется, не почил же "Серафимовский клуб", да и вообще, но там надо разбираться специально, а пока текст, вполне иллюстрирующий проблемы с конкретным характером политической деятельности.

Речь о статье Михаила Рогожникова "Какая демократия нам нужна" (подзаголовок - "Россия создала демократические институты. Теперь ей предстоит создать демократию", # за 13-19 декабря). Статья большая, так что сразу итог:

"Проект партийной реформы представляет собой проект навязывания инициативы, оправданной провокации позитивного политического действия в строгих (см. законодательство о партиях) политических рамках.

А дело ведь отнюдь не в том, что сама по себе "либеральная демократия", или социальная, или еще какая-нибудь из утвердившихся где-то ее разновидностей, в своих практических формах является негодной формой правления. Дело в том, что необходимая в период становления новой демократической страны, новых начал, "делания институтов" творческая демократия должна идти дальше любой где-либо осуществленной модели. Тем более она должна идти дальше концепций, на практике в чистом виде нигде не осуществленных, но являющихся средством чьей-то внешней политики в форме "транзита" идеологий. Если даже допустить, что этот транзит движим лучшими намерениями".

Но все же каким это образом "реформа 1917 года" не обошлась без поддержки Александра Блока и Владимира Маяковского"? С Маяковским-то понятно, но Блок? Что ли, Барщевский упомянул его, имея на уме "Двенадцать"? Вот же какая интересная цифра...