Русский Журнал / Обзоры / Политическая мысль
www.russ.ru/culture/politmisl/20050224.html

Номенклатура перевернулась?
Неделя политологии: 17 - 24 февраля

Андрей Левкин

Дата публикации:  24 Февраля 2005

Отчетный период был, похоже, самым жестким за год. Не по действиям - по иррациональности совокупности происходящего. Иррациональность причем не безбашенная, но предполагающая осознанные переминания управляющих масс. Смешная загадка отмечена "Газетой.ру" (17 февраля, "Крылья машут не туда").

История: Виктор Иванов выступил на расширенной коллегии Федеральной таможенной службы, говорил про макроэкономику. "Газета.ру" недоумевает: "С какой стати помощник президента, отвечающий за кадровую политику, решил выступить по проблематике, которая никоим образом не касается его служебных обязанностей и полномочий".

Не он один: "Премьер Фрадков посетил расширенные коллегии ФСБ и МВД... На обеих коллегиях Фрадков говорил об одном и том же - в мягкой форме предостерегал силовиков от вмешательства в экономику... В принципе, мысли, сформулированные Фрадковым, можно было бы счесть позитивным сигналом. Но при одном условии - будь они высказаны президентом Путиным... Ведь даже в смысле строго формальной аппаратной иерархии соображения Фрадкова никоим образом не являются для руководства ФСБ и МВД директивой или установкой. Наоборот, лишь усиливают неопределенность: а что думает Путин? И почему он не приехал?"

Откуда вывод, состоящий в том, что в администрации президента опять усиливается аппаратная борьба. Границы влияния там размыты, силовики пытаются залезть на чужие территории, правительство в осаде (может быть - не все правительство?). Как бы гипотеза: "Создается впечатление, что президент Путин уже не в состоянии справиться с разболтавшейся от внутреннего напряжения административной системой".

На ту же тему Ольга Крыштановская ("У нынешней власти - интеллектуальная недостаточность", интервью взял Сергей Мигалин, "НГ" от 18 февраля):

"Это парадокс власти: чем больше ее концентрация, тем она больше оторвана от реальности. Так было и в СССР: вроде все в руках Кремля, а на самом деле страна живет в каком-то другом измерении... В конце концов это вырождается в псевдоконтроль и псевдоуправляемость... Правда, нет оппозиции. Ведь протестные движения - это еще не оппозиция. Оппозиция - это организованная сила, это популярные лидеры, которые способны не к бунту, а к легитимной борьбе за власть. Протест расширяется, а лидеры все не появляются. Но они обязательно появятся, и очень быстро...

Диагноз очевиден: отсутствие внятных целей для общества, плохой менеджмент, "интеллектуальная недостаточность" власти. Хороший менеджер, подобно хорошему шахматисту, должен просчитывать на десять шагов вперед. Управление государством - это гроссмейстерский уровень. А у нас, похоже, за шахматную доску сели ребята с четвертым разрядом... Это уже не отдельно взятое недовольство чем-то конкретным, это гораздо больше - ощущение великого обмана".

Что до оппозиции, которая неизбежна, то было заседание "Комитета-2008". Точка зрения "Яблока" от С.Митрохина ("Создание партии с нуля - утопия, и Каспаров с Рыжковым это скоро поймут", интервью взяла Жанна Лабутина, "Кремль.орг", 17 февраля):

"Нас больше всего волнует идеологическая платформа этого объединения. Мы настаиваем на том, что в ней должно содержаться требование демонтажа олигархической системы, требование, чтобы идеология была социально-либеральной, чтобы не было перекоса в сторону ультраправых идей... Мы требуем также, чтобы финансирование было, во-первых, отечественным, и только отечественным, а во-вторых, не было олигархическим".

Митрохин полагает, что все должно строиться на базе "Яблока". Любопытен отказ от олигархов - притом что именно возврат к "олигархической версии" в ситуации тупика управления выглядит наиболее прагматично. Какую структуру под каких исполнителей он лелеет в уме? И кто ее должен содержать? Члены партии партвзносами или налоговики помогут?

Точка зрения СПС изложена советником украинского президента Немцовым ("Мы рассматриваем Рыжкова как возможного лидера Объединенной демпартии", интервью взял Алексей Диевский, "Кремль.орг", 16 февраля):

"СПС готова к смене бренда, готова к серьезным кадровым изменениям в руководстве, к введению поста сопредседателя, где лидирующие позиции могут занять политики, которые сейчас даже не являются членами СПС... Нам уже не надо договариваться ни с Явлинским, ни с Чубайсом, ни с кем-либо другим. Сейчас изменилась конструкция. Нам нужно договориться, на базе какой из партийных структур будет создана новая объединенная демократическая партия".

Немцов явно не согласен с тем, что базой должно быть "Яблоко". Любопытен также упор на руководящие кадры и отсутствие упора по части матподдержки. Этакая застенчивая дискуссия о Березовском получилась.

В связи с оппозицией были опросы. Тема очевидна: "Возникнет ли в ближайшее время в России полноценная либеральная структура? Если да, то каким образом: сверху или снизу?" ("С либерализмом в нашей стране беда", "НГ" от 21 февраля). Основными взглядами представляются:

Константин Ремчуков: "Мне кажется, либеральная партия появится в 2006-м. Скорее всего, их будет две: одна возникнет снизу, другую создадут сверху... либеральный проект Кремля будет больше ориентирован на экономические проблемы... а в центре идеологии того проекта, который появится снизу, окажутся демократические ценности".

Ремчуков считает, что проект "сверху" будет ответом на проект "снизу". То есть - "верхним" не очень-то и хочется. Этот мессидж приведен скорее для порядка: есть такое сложившееся мнение. Другое мнение тоже не новость, зато оно, кажется, впервые попало в СМИ, причем - мнение не политолога, а сенатора. Валентин Завадников: "База для либеральной структуры у нас есть: существующее бизнес-сообщество. Но предприниматели прагматичны: когда единственной возможностью выживания бизнеса станет создание политической партии - они ее создадут. Понимая, что, если сделают это сегодня, ее просто раздолбят за ближайшие три года".

Ключевая фраза - кажется, это ключевая фраза всей нынешней политической ситуации - "Если сделают это сегодня, ее просто раздолбят за ближайшие три года".

Но та точка зрения, что власть выстраивает своих партийцев в ответ на оппозиционную инициативу "низов", не полностью объемлет действительность. Вот "Коммерсант" сообщил, что "Кремль готовит новый молодежный проект на замену пропутинскому движению "Идущие вместе" (21 февраля, Михаил Шевчук, Дмитрий Камышев, "Обыкновенный "Нашизм").

Сообщается также, что организация пока безымянная, но чиновники называют ее "Наши". Ее создадут сразу во всех крупных городах России "под непосредственным патронатом кремлевской администрации". Первым организационным шагом названа встреча петербургского актива "Наших" с замглавы АП Сурковым. Сенсация в том, что Сурков собирается не комсомол при ком-то организовывать, но обещает "создать на базе движения новую политическую силу, которая к 2008 году, возможно, станет новой партией власти".

"Коммерсант" приводит версию: "Новый проект господина Суркова вполне может быть и его собственной инициативой, поддержанной не всей администрацией, а лишь так называемой "семейной" группировкой в пику "питерским чекистам". Мотивировка самая романтическая: г-н Рогозин перестал "ходить на инструктаж" к Владиславу Суркову, предпочтя ему кремлевских силовиков. В этой связи г-н Сурков остался без дела, отчего и занялся этим детским садом. Как можно из данной группы молодых товарищей за три года создать партию, да еще и партию власти, - понять трудно. Если, конечно, речь идет не о старте движения хунвейбинов.

Лужков. Сначала он обратился в Конституционный суд по поводу закона 122, то есть - о монетизации льгот, что вызвало определенное волнение в СМИ. "Русский курьер" выяснил у руководителя Департамента экономической политики и развития города Марины Оглоблиной, в чем там был пафос (18 февраля, Елена Старовойтова, "И прямо в ЗАГС"): "К льготам это не имеет никакого отношения. Недоумение мэра вызывает вторая часть закона, в которой федеральные власти вновь хотят отобрать часть городской собственности".

Но это была не самая сильная часть активности Лужкова.

"На заседании хозяйственно-экономического актива столицы Юрий Лужков перешел к промышленной политике. "Правительство России не занимается реальным сектором экономики. Министерствам просто некогда заниматься делами, потому что они все время реформируются", - атаковал федералов глава столичного субъекта федерации. От разработанных федеральным центром программ развития легкой, автомобильной и оборонной промышленности этим отраслям стало только хуже, уверен мэр. "Я с тревогой ожидаю программы по авиационной промышленности" (Алена Корнышева, "Юрий Лужков подготовил промышленный переворот", "Коммерсант" от 22 февраля).

Лужков, то есть, выказал федеральное мышление, не слишком свойственное ему года с 1999-го. Активность Лужкова вызвала естественные толкования, связанные с тем, что в декабре будут выборы в Мосгордуму:

"Владимиру Владимировичу приходилось мириться с тем, что сразу за стенами Кремля начинаются чужие угодья... Всякому терпению, однако, приходит конец... Уникальная возможность не вести утомительные бои за каждую пядь столичной земли... а взять город сразу появится по окончании выборов в МГД. И Владимир Владимирович с друзьями вряд ли ее упустят. Новая городская дума вполне может усомниться в профессиональных и человеческих качествах Юрия Михайловича. Главное, чтобы люди в ней собрались правильные... Правда, в данном случае победа Владимира Владимировича не кажется, вопреки сформировавшейся в последние годы привычке, неизбежной. Москва страна не горная, но все равно сравнительно своевольная" (Иван Давыдов, "Зимняя война в Москве", "РЖ", 17 февраля).

В этой рамке получается, что действия Лужкова связаны с отражением возможной "питерской агрессии" ближе к декабрю. Но есть нюанс: антилужковская активность достигла пика в июне прошлого года, когда, например, 28 июня "Известия" в статье Виктории Волошиной "Хозяину Москвы ищут замену" рассуждали о том, кто именно Лужкова заменит, - вопрос замены считался решенным. Уже тогда оставалось предполагать: "Питерские" вполне успешно контролируют уже много чего. За единственным исключением: они не контролируют то место, откуда контролируют все остальное... Но доминирование отдельных неформальных групп влияния имеет переменчивый характер: надо действовать немедленно, пока звезды стоят благоприятно, а не ждать два года" ("Питерские возьмут Москву", "Прогнозис", 2 июля).

Между тем практически год в этом смысле ими был потрачен впустую. Ничего не изменил и переход к назначению губернаторов - разве что Лужков неделикатно отказался демонстрировать лояльность в формате заявления о превентивной отставке. Мало того, группа кремлевских товарищей сейчас явно в худшей форме, нежели год назад. Да и ситуация сейчас обратная - активность проявляет сам Лужков. И не партийная это активность.

Странная история произошла с военными. Вариант от "Времени новостей" (21 февраля, Николай Поросков, "Армия недовольных"): "В эти выходные власть и военное ведомство столкнулись с частью офицерского корпуса и генералитета, активно протестующей и против нынешнего положения в армии, и против проводимых в ней реформ. Ситуация едва не вышла из-под контроля".

19 февраля в Академии госслужбы при президенте РФ предполагалось общероссийское офицерское собрание, организованное общественной организацией "Военно-державный союз России". Главные там - генерал-полковник Ивашов (см. предполагаемый доклад Ивашова на отмененном мероприятии) и бывший министр обороны Родионов. Но здание оказалось в кордоне милиции, туда никого не пустили, притом что за аренду было уплачено. Мотивировали тем, что из здания куда-то делось электричество. По словам "Времени новостей", "получилось, что военное ведомство не просто проигнорировало, а демонстративно дистанцировалось от офицеров и генералов, которым, кстати, нечего терять - среди делегатов были главным образом запасники".

Так или иначе, пренебрежение было продемонстрировано. Точка зрения С.Иванова на произошедшее в прессу не попала, но представляется, что он вряд ли был лично инициатором такого обхождения с военными. Оппозиция оппозицией, но выставлять милицию по случаю отсутствия электричества - несколько вычурно. И кто ж это делает министру обороны такие... подарки?

И о главном. "Михаил Фрадков совершил аппаратный переворот", - сообщил "Коммерсант" (22 февраля, Константин Смирнов). История с предысторией: "21 февраля Ъ написал, что борьба между председателем правительства Михаилом Фрадковым и министром финансов Алексеем Кудриным за руководство бюджетной комиссией не завершена. Вчера Ъ стало известно, что премьер почти уже одержал аппаратную победу: готово к подписанию постановление правительства, согласно которому именно Михаил Фрадков возглавит сверхкомиссию, которая займется не только подготовкой ежегодных бюджетов, но и фактически разработкой всей правительственной экономической политики".

Имеется в виду и то, что среднесрочный курс тоже будет строиться под управлением премьера. В премьерскую надкомиссию включат правительственную комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов, бюджетную комиссию Минфина и рабочую группу МЭРТа по экономическим прогнозам и сценариям. Жуков, Кудрин и Греф станут тут замами Фрадкова. То есть диспут о среднесрочности типа завершен. Очевидно, что такие дела могли быть утверждены только президентом, словом - конкретная аппаратная победа Фрадкова, и не без политического оттенка. Ее последствия станут понятны быстро: 24 февраля на правительстве рассматриваются направления социально-экономического развития в 2004 году и основные задачи кабинета на 2005 год. Оттуда уже появились закономерные новости. Учитывая проблемы власти, процитированные выше, дело выглядит так, что г-н Фрадков выдвигается на позиции Спасителя Аппарата. Сравнить только его судьбу с судьбой г-на Касьянова, только что отказавшегося от публичной жизни. "От экс-премьера Михаила Касьянова ожидали чего угодно: что он возглавит международный Инвестбанк, сменит в АО "РЖД" не первой молодости Фадеева, на худой конец пойдет поднимать из пыли флаг правых. А он, как выясняется, создает небольшую консалтинговую компанию, чтобы продавать советы иностранным корпорациям, российскому бизнесу и регионам. До него "частную лавочку" не открывал ни один наш отставной премьер" (Александр Беккер, "Человек недели: Невозвращенец", "Ведомости" от 21 февраля).

Однако даже при всем при этом непонятно, отчего Фрадков посещал коллегии ФСБ и МВД. Возможно, его решили сделать еще и Олицетворенным Консенсусом. Но тут неизбежно философическое размышление - является ли консенсусом засушивание вариантов? С другой стороны - а ну как это и есть тот самый номенклатурный переворот, о необходимости коего писал М.Соколов?