Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Хождение в витебский народ, или Феномен провинциальных музыкальных увеселений
Дата публикации:  11 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Славянский базар" в Витебске относится к той категории фестивалей, которые принято считать продвинутыми и модными, но только не в среде московских интеллектуалов. Те брезгливо морщат нос и начинают вспоминать, "где такое Витебск". Честно говоря, я придерживался такого же мнения, пока добровольно-принудительно меня не послали туда. Послали вовсе не потому, что я наскучил своему начальству, а потому, что в программе нынешнего, девятого, "Славянского базара" неожиданно обнаружилось много мероприятий в жанре классической музыки, о коем я и пишу.

"Что ж, - решил ваш покорный слуга, - если воспринимать эту поездку как "рабочую командировку", то лучше как-то от нее отвертеться. Но если настроиться на более юмористический лад и воспринимать все происходящее как захватывающий мини-сериал, то от вояжа можно получить ни с чем не сравнимое удовольствие". Так оно и случилось.

Город Витебск со своим "Базаром" невероятно колоритен. Дух социалистического паноптикума продолжает утверждать здесь свое присутствие: официант в ресторане замечает вас ровно через два часа после вашего прихода, три лифта в центральной гостинице "Витебск" находятся в извечной конфронтации (один ходит только по четным этажам, два других только по нечетным), а стол дежурной по этажу венчает горделивая надпись: "Чай, кофе, утюг, презерватив, завтрак, обед, ужин в номер".

Зато организация фестиваля безупречна. Такого пресс-центра, уверен, не знали ни "Кинотавр", ни "Лики любви", ни конкурс Чайковского. Программа кишит различными событиями, происходящими одновременно, - в один и тот же час в разных залах, для разной публики могут выступать Квартет им. Бородина и Игорь Николаев, Сорбский национальный ансамбль из Германии и Марина Неелова. Полифония стилей дополняется вечным фоном танцулек возле вышеозначенной гостиницы "Витебск", и нежные звуки стенобитного рэйва не дают спать по ночам. Необычайно красива, хотя и наивна, задумка "фестивальцев" под названием "Звездный час": это пресс-конференция какой-либо знаменитости (Нина Русланова, Гедиминас Таранда, Игорь Николаев, Николай Басков, Андрей Данилко, он же - Верка Сердючка, и т.д.), на которой как бы не принято говорить гадости, а принято вести себя как пай-мальчик/девочка. Один день с вами кокетничает красивый и толстый Николай Басков, другой - не менее красивый, но более толстый Гедиминас Таранда, человек, кстати, с отличным чувством юмора. Он умеет разжигать это чувство и в публике: смотреть, как он танцует в "Болеро" Равеля, представленном Русским Имперским балетом на балетном гала-концерте, без смеха невозможно. Гала-концерт звезд балета, между прочим, - визитная карточка России на этом фестивале. В сборной солянке мне больше всего понравилась семья Лиепа (Илзе, Катя и Андрис в роли ведущего) - и что бы не говорили злобные балетные критики, Илзе невероятно хороша в современном танце, с потрясающим чувством вкуса и меры. Оперного простора России не дали, так как этот жанр отошел по правилам Украине: тем не менее мне хватило голосистой киевлянки Ольги Нагорной с арией Доницетти, глушившей децибелами. Белорусы отличились чем-то народным, но их статус хозяев (дело-то происходит в Витебске!) столь значителен, что они вообще могли бы ничего не показывать.

А вот наши дружественные братья чехи, словаки, болгары предстали на открытии с порцией увесистой попсы, ностальгирующей по 80-м: изобличить стиль не составляет никакого труда - полный рот вокала, ВИА, мощный хор из динамиков и т.д. Даже наши поп-звезды более современны, хотя бы реагируют на какие-то прогрессивные западные тенденции. Сладкий Игорь Николаев, богиня русской эстрады Алла Пугачева и полногрудая теледива Верка Сердючка честно работают и получают заслуженные полчаса аплодисментов. Но это не значит, как оказалось, что витебляне предпочитают всему остальному попсу: они смиренно ходят и на балет, и на оперу, и на Наума Штаркмана; и все приоритеты в сторону "низкого", вменяемые нами в вину народу, оказываются не то, чтобы несуществующими, но, во всяком случае, сильно искаженными. Это, пожалуй, главное, что я выяснил за время моего визита.

По всем признакам, подобный визит можно отнести к извечной, болезненной теме хождения интеллигента в народ. Эта длинная и грустная история, начинающаяся с седой бороды автора "Войны и мира" (а может, и раньше) и продолжающаяся по сию пору, заканчивается, как правило, осознанием полного взаимонепонимания представителей двух социальных слоев.

Непонимание, на мой взгляд, конечно, есть. Но сейчас оно приобрело несколько иной оттенок, по сравнению с прошлым. Этот феномен можно уподобить одному специфическому музыкальному явлению, встречающемуся в такой ученой области, как полифония. Называется оно пропорциональным каноном: несколько голосов пропевают одну и ту же мелодию, но в разном темпе и метре, будто идя по одной дороге с разной скоростью. Провинция проходит тропинку, истоптанную столицей когда-то за несколько лет до того, она идет, пыхтя, спотыкаясь, иногда ломая ноги, но все же идет. Витебск - один из лучших ходоков в сторону цивилизации, и его эксклюзивный "Славянский базар" - лучшее тому подтверждение.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Циликин, Орфей в раю /10.07/
Бизнес-оперный фестиваль в Риге показал кровосмесительную связь декадентской эротики и голливудской космонавтики в "Саломее" Штрауса. Другие оперы также игрались в "новой концепции".
Роман Волобуев, Оно возвращается /10.07/
Истинные стилисты, способные ощупью вальсировать вдоль границ жанра, за них не заступая, водятся как раз в индустрии, производящей трэш-кино, где претензий меньше и продюсеры не так лезут в душу.
Михаил Фихтенгольц, О прелестях Генделя /04.07/
Геттингенский фестиваль всегда оставался в стороне от суеты сует и годами пестовал свою камерно-интимную атмосферу. Сюда стоит приезжать за двумя вещами - музыкой Генделя и певцами. Гендель никогда не был в Геттингене, но именно здесь - колыбель генделевского ренессанса.
Глафира Кефирова, О нацстыде, нацгордости и нацпрокурорстве /04.07/
Советская и американская фотография 30-х годов как жертва новой идеологии. Треклятая американская мода на справедливость и беспристрастность заставляют шизофренически выискивать во всем манипулирование общественным сознанием.
Марина Игнатушко, Непривычное осмысление привычного в непривычных обстоятельствах /03.07/
Ленд-арт по-нижегородски: англичанка Джилиан Макайвер развесила на веревках белые одежды, а австралийский художник приклеил к стене старые вещи с бумажной звездой и полил их краской.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru