Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Танго со Змеем Горынычем
"Свадьба", реж. П.Лунгин. Специальный показ Московского кинофестиваля. Кинотеатр "Пушкинский"

Дата публикации:  27 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Говорят, после Каннского фестиваля, где "Свадьба" получила спецприз жюри за актерский ансамбль, некоторые западные критики сравнивали лунгинский почерк со стилем Эмира Кустурицы. Ерунда, ничего общего. Если что и поддается сравнению, так это страны, в которых довелось уродиться Лунгину и Кустурице. Так уж мы, братья-славяне, жить приучены: голО, но веселО. В картинах гротескного Кустурицы вся страна, весь мир, приплясывая и припевая, беспечно неслись к погибели. Павел Лунгин - режиссер куда более традиционный и реалистичный, и дарование у него куда более скромное. Потому-то "Свадьба" у него выходит не фильмом-танцем, а, как и положено, классической комедией с песнями и танцами.

В "Свадьбе", равно как и в прежних своих картинах, Павел Лунгин не создает нового киноязыка. Он вообще не изобретает своих велосипедов, а ездит на чужих. Но зато у этого режиссера есть пара-тройка ценных свойств, позволяющих ему бить в десяточку. И свойства эти называются - тонкий слух и зоркий глаз.

За последнее десятилетие в российском кино хождение в народ стало повальной модой. Едва ли не каждый второй кричал: "Я знаю народ, и он меня знает". Едва ли не каждый третий заявлял, что собирается снимать народное кино. Но дело, как правило, заканчивалось совершенно плачевно - например, наифальшивейшей "Курочкой Рябой" Андрея Кончаловского или же киновампуками Дмитрия Астрахана.

Кстати, если уж речь зашла о Кончаловском. Ведь Лунгин повторил в своей картине то, что когда-то было сделано в "Курочке Рябе", - перемешал деревенских с профессиональными актерами. Однако результат вышел противоположным. В "Курочке Рябе" нельзя было без ужаса смотреть на сильно окающую и сильно наигрывающую Инну Чурикову, которая, на мой взгляд, сыграла там худшую роль в своей артистической карьере. В "Свадьбе" получилось наоборот: молодые артисты классом гораздо ниже, чем Чурикова, выглядят естественно и органично, и трудно с уверенностью ткнуть в кадр, указав, где тут местные, из Липок, а где неместные. Кстати, из прежних, снимавшихся у него когда-то в "Такси-блюзе" актеров Лунгин в "Свадьбе" задействовал только Владимира Кашпура (дедушка жениха) и Наталью Коляканову (тетка невесты). Причем с последней режиссер позволил себе пошутить, и героиню Колякановой здесь, бедняжку, насилуют в той же позе, что и в "Такси-блюзе".

Липки - это нищий поселок около Тулы, где снималась картина. Лунгин населил его всеми известными персонажами старого и нового русского фольклора. Вот Иван-дурак - наивный и одновременно хитроватый Жених в исполнении Марата Башарова. Вот Василиса Премудрая (Невеста - Мария Миронова), отвергшая чахнущего над златом Кащея (Новый Русский - Владимир Симонов) ради любви к Иванушке. А вот и трехголовый Змей Горыныч - коррумпированная поселковая милиция, состоящая на службе у элегантного Кащея. Возглавляет (извините за каламбур) этого Змея Горыныча толстомордый начальник милиции (Андрей Семчев).

Есть, впрочем, в "Свадьбе" одно важное отличие от русских сказок. Тут нет ни одного полноценного злодея. Наверное, это из-за того, что в стране нашей ни одно дело не доводится до конца - ни хорошее, ни плохое. Поэтому злые поступки хоть и замышляются, но в последний момент расстраиваются, и нехороший человек пускается в пьяную пляску с хорошими.

В первоначальном варианте сценария зло побеждало добро, и "Свадьба" задумывалась как сказка с плохим концом. Но чуткий к фальши Лунгин, приехав в Липки, понял: материал сопротивляется. Видно, Россия - страна такая, где ни зло, ни добро никогда окончательно не побеждают. Добро приглашает зло на жгучее танго, припевая "Целуй меня страстно". Танцуют все.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Мунипов, Счет не в нашу пользу /25.07/
Фестиваль в Карловых Варах - триумф непрофессионалов, народный праздник: критики и киноведы иной раз морщатся, перешагивая через спящие тела студентов, вольготно расположившихся на ночлег прямо в центре фестивального движения - в отеле "Термал".
Глеб Ситковский, Конкурсная программа XXII ММКФ. "Знаменитый папарацци" и "Тени воспоминаний" /21.07/
Два фильма конкурсной программы московского кинофестиваля. Один (румынский) - очень приличный, другой (югославский) - очень скучный.
Михаил Фихтенгольц, Хождение в витебский народ, или Феномен провинциальных музыкальных увеселений /11.07/
Программа кишит различными событиями, происходящими одновременно, - в один и тот же час в разных залах, для разной публики могут выступать Квартет им. Бородина и Игорь Николаев, Сорбский национальный ансамбль из Германии и Марина Неелова. Полифония стилей дополняется вечным фоном танцулек, и нежные звуки стенобитного рэйва не дают спать по ночам.
Дмитрий Циликин, Орфей в раю /10.07/
Бизнес-оперный фестиваль в Риге показал кровосмесительную связь декадентской эротики и голливудской космонавтики в "Саломее" Штрауса. Другие оперы также игрались в "новой концепции".
Роман Волобуев, Оно возвращается /10.07/
Истинные стилисты, способные ощупью вальсировать вдоль границ жанра, за них не заступая, водятся как раз в индустрии, производящей трэш-кино, где претензий меньше и продюсеры не так лезут в душу.
предыдущая в начало следующая
Глеб Ситковский
Глеб
СИТКОВСКИЙ
gelzin@yahoo.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru