Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20000911.html

Легенда
Игорь Евсеев

Дата публикации:  11 Сентября 2000

15 сентября АБДТ им. Г.А.Товстоногова откроет сезон спектаклем "Перед заходом солнца". На сцену выкатят огромный торт с семьюдесятью пятью мерцающими свечами. И именинник Кирилл Юрьевич Лавров в роли Маттиуса Клаузена задует их. Торт разрежут, и сценические домочадцы именинника получат по кусочку сразу, а гости, пришедшие на юбилей артиста, - после спектакля. Все будет хорошо, по-домашнему, достойно. Но на другой день художественный руководитель театра сможет спокойно, с чистой совестью подписать приказ о снятии спектакля с репертуара. Бывают такие подарки - от чистого сердца, которые лучше никому не показывать.

"Перед заходом солнца" - один из наиболее "умышленных" спектаклей последнего десятилетия.

"История постановки началась два года назад, - пишет литконсультант проекта Марина Дмитревская. - В тот день БДТ хоронил своего легендарного завлита Дину Морисовну Шварц. На поминках Гриша Козлов вспомнил последний разговор с Д.М.: "Гриша, поставьте что-нибудь в БДТ!" - "А что?" - "Перед заходом солнца" с Лавровым". - "Дина Морисовна, только чур - моя идея!" - "Ваша, ваша!". Тогда же, в память о Д.М., решили ее идею осуществить... Прочитали пьесу. И если у Кирилла Юрьевича еще были какие-то сомнения, то у остальных - только уверенность, что роль Клаузена точно ложится на его мироощущение и судьбу".

Увы, напрасно к сомнениям художественного руководителя не прислушались. Сегодня вряд ли кто-то, кроме ангажированных театралов, знает, кто такой Гауптман с его деревянными - будто на ходулях - ницшеанскими Сверхчеловеками. Зато все очень хорошо знают, кто такой Гумберт Гумберт с его нездоровым влечением к молодым, бедно одетым девочкам. Чтобы порвать кальку общественных стереотипов, нужен режиссер масштаба Товстоногова. Большой актер - даже экстракласса - перед мифом о Лолите бессилен. Его попытка поэтизировать "старческую страсть" к нимфетке в наше время почти смешна. Да и не могли знать рекомендовавшие г-на Козлова, что за минувшие годы режиссер превратился из "непризнанного гения" во вполне успешного театрального деятеля. Лауреата и номинанта, сформировавшего свой неповторимый стиль, главное в котором - преобладание слова над смыслом и части над целым. В течение четырех с лишним часов героическая мелодрама (сам по себе жанр довольно дикий) под воздействием режиссерских усилий кандидата #1 на пост главрежа БДТ оборачивается агрессивной самопародией. Маттиус Клаузен, повинуясь постановческой воле, принужден то карабкаться по каким-то трапециям, то картинно взмахивать фанерным кинжалом, то восклицать (не к месту): "Где мой гроб?"

Будет несправедливо, если маховик юбилея разойдется по полной программе. От хвалебных рецензий придворной критики, эхо которых уже докатилось до нас, до двадцати пяти "Золотых софитов" во всех номинациях. Спектакль неудачный, но эйфория чествований может занести его в Москву, и ушат холодной воды будет еще одним средством задеть наш город. Выход только один. У друзей театра - и петербургских и московских - достаточно средств, для того чтобы возместить расходы на постановку и сделать из "Захода солнца" легенду.

Это была бы даже достаточно красивая легенда. О спектакле, который был поставлен в бенефис Большого, Талантливого, Любимого нашего Артиста и показан всего один раз. 15 сентября 2000 года. Этот спектакль, гласила бы легенда, рассказывал об умирании культуры, красоты и уходе того поколения, которому принадлежит Маттиус Клаузен - знаток и ценитель искусств, библиофил, хозяин роскошного дома - БДТ, в подвалах которого навсегда остались Великие, не подлежащие забвению, полотна Старых Мастеров.