Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Легенда
Дата публикации:  11 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

15 сентября АБДТ им. Г.А.Товстоногова откроет сезон спектаклем "Перед заходом солнца". На сцену выкатят огромный торт с семьюдесятью пятью мерцающими свечами. И именинник Кирилл Юрьевич Лавров в роли Маттиуса Клаузена задует их. Торт разрежут, и сценические домочадцы именинника получат по кусочку сразу, а гости, пришедшие на юбилей артиста, - после спектакля. Все будет хорошо, по-домашнему, достойно. Но на другой день художественный руководитель театра сможет спокойно, с чистой совестью подписать приказ о снятии спектакля с репертуара. Бывают такие подарки - от чистого сердца, которые лучше никому не показывать.

"Перед заходом солнца" - один из наиболее "умышленных" спектаклей последнего десятилетия.

"История постановки началась два года назад, - пишет литконсультант проекта Марина Дмитревская. - В тот день БДТ хоронил своего легендарного завлита Дину Морисовну Шварц. На поминках Гриша Козлов вспомнил последний разговор с Д.М.: "Гриша, поставьте что-нибудь в БДТ!" - "А что?" - "Перед заходом солнца" с Лавровым". - "Дина Морисовна, только чур - моя идея!" - "Ваша, ваша!". Тогда же, в память о Д.М., решили ее идею осуществить... Прочитали пьесу. И если у Кирилла Юрьевича еще были какие-то сомнения, то у остальных - только уверенность, что роль Клаузена точно ложится на его мироощущение и судьбу".

Увы, напрасно к сомнениям художественного руководителя не прислушались. Сегодня вряд ли кто-то, кроме ангажированных театралов, знает, кто такой Гауптман с его деревянными - будто на ходулях - ницшеанскими Сверхчеловеками. Зато все очень хорошо знают, кто такой Гумберт Гумберт с его нездоровым влечением к молодым, бедно одетым девочкам. Чтобы порвать кальку общественных стереотипов, нужен режиссер масштаба Товстоногова. Большой актер - даже экстракласса - перед мифом о Лолите бессилен. Его попытка поэтизировать "старческую страсть" к нимфетке в наше время почти смешна. Да и не могли знать рекомендовавшие г-на Козлова, что за минувшие годы режиссер превратился из "непризнанного гения" во вполне успешного театрального деятеля. Лауреата и номинанта, сформировавшего свой неповторимый стиль, главное в котором - преобладание слова над смыслом и части над целым. В течение четырех с лишним часов героическая мелодрама (сам по себе жанр довольно дикий) под воздействием режиссерских усилий кандидата #1 на пост главрежа БДТ оборачивается агрессивной самопародией. Маттиус Клаузен, повинуясь постановческой воле, принужден то карабкаться по каким-то трапециям, то картинно взмахивать фанерным кинжалом, то восклицать (не к месту): "Где мой гроб?"

Будет несправедливо, если маховик юбилея разойдется по полной программе. От хвалебных рецензий придворной критики, эхо которых уже докатилось до нас, до двадцати пяти "Золотых софитов" во всех номинациях. Спектакль неудачный, но эйфория чествований может занести его в Москву, и ушат холодной воды будет еще одним средством задеть наш город. Выход только один. У друзей театра - и петербургских и московских - достаточно средств, для того чтобы возместить расходы на постановку и сделать из "Захода солнца" легенду.

Это была бы даже достаточно красивая легенда. О спектакле, который был поставлен в бенефис Большого, Талантливого, Любимого нашего Артиста и показан всего один раз. 15 сентября 2000 года. Этот спектакль, гласила бы легенда, рассказывал об умирании культуры, красоты и уходе того поколения, которому принадлежит Маттиус Клаузен - знаток и ценитель искусств, библиофил, хозяин роскошного дома - БДТ, в подвалах которого навсегда остались Великие, не подлежащие забвению, полотна Старых Мастеров.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Евсеев, Застрявший в семидесятых /05.09/
Александр Галибин давно известен в Питере как театральный режиссер, не чуждый провокаций, и бывший актер. После показа на Московском кинофестивале "Романовы. Венценосная семья", где он сыграл последнего императора, интереса к Галибину поприбавилось.
Михаил Фихтенгольц, Криминальная опера /30.08/
В Москве впервые играли оперу Сальери "Данаиды". Ее главной темой является убийство. Слово "криминал" меньше подходит героям оперы, чем ее исполнителям. Однако музыку великого отравителя они не погубили.
Жанна Сергеева, Под музыку хаус /23.08/
Роман Качанов, Иван Охлобыстин, Федор Бондарчук - собравшись вместе, они способны сотворить что-нибудь эдакое. "Эдакое" называется художественным фильмом "Даун Хаус" по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Идиот".
Игорь Евсеев, Mother fucker /17.08/
Искренность - единственное, что делает спектакль Юрия Грымова "Дали" не полным, а полупровалом.
Ксения Зорина, Маргарита в отсутствие Фауста /14.08/
"Фауст" без Фауста, а Мефистофель - женщина.
предыдущая в начало следующая
Игорь Евсеев
Игорь
ЕВСЕЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru