Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Голос Галас
Дата публикации:  26 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Defixiones делались из камня и ставились в изголовьях могил. Они означали предупреждение: не ройтесь в могилах. Те Defixiones, которые интересуют меня, угрожали туркам, дабы те не раскапывали могилы армян или греков".

Этой каменной угрозе и было посвящено многооктавное, многоязычное московское выступление греческой певицы Диаманды Галас, называвшееся Defixiones: Will and Testament (т.е. завещание и свидетельство).

Галас, помимо всего прочего, - политическая активистка, и во множестве громких интервью уже достаточно нашумела по поводу того, что она хочет выразить в своем новом альбоме и чего она требует от зрителей и от мира. Если ее прежние альбомы сопровождались публичными акциями против СПИДа и против "спидофобии", то нынешнему проекту предшествовало множество описаний армянского и греческого геноцида 1915 года, отраженного в армянских и греческих стихах, для которых Галас создала столь подходящую музыку. И не напрасно: выяснялось, что есть образованные люди, впервые слышащие об армянской резне.

Тем не менее, когда одинокая длинная фигура в простом черном платье с черными волосами и с огненными черными глазами тихо, почти скромно, выходит на тусклую сцену и начинает петь пронзительным голосом какие-то нездешние восточные мотивы, полные человеческого отчаянья, слова становятся не важны. Важнее всего был сам необыкновенный, режущий по живому голос Галас. Первая нота уже выражала все - поэтому не требовалось ни переводов, ни объяснений, ни вступительных речей.

Сперва прозвучало несколько песен, которые Галас пела без аккомпанемента на каких-то восточных языках (иногда таинственно вмешивался записанный женский голос, читающий что-то по-армянски). Эти песни с восточными модуляциями - часть давней музыкальной культуры (так называемая rembetika) армянских, греческих, тюркских и прочих меньшинств, которые цыганствовали по Ближнему Востоку.

Потом Галас пела под собственный аккомпанемент (роялем она владеет так же виртуозно, как голосом), а каждая песня приобретала характер и силу каждого языка, на котором она исполнялась. Галас пела по-французски (возможно, опять своего любимого поэта, Шарля Бодлера), по-немецки, по-испански, по-английски... В одной из последних блюзовых баллад, спетых голосом истинной негритянки, прозвучали слова: "Боже, когда меня не станет, пусть могила моя будет чиста".

Галас сама говорила, что непонимание языка дает слушателям возможность сосредоточиться на звуке, и доказала это. Все, что ей нужно, она выражает пением. А что именно - свидетельство ли человеческих страданий или определенные политические требования - можно только услышать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Волобуев, Вопросы каннибализма /15.09/
Людоедство в интерпретации Антонии Берд - простой и понятный путь к долгой (а если повезет - вечной) и успешной жизни. В российском прокате фильм затерялся, что обидно: "Людоед" - один из самых остроумных и глубоких фильмов последних лет.
Игорь Евсеев, Легенда /11.09/
Огромный торт с семьюдесятью пятью мерцающими свечами на сцене АБДТ им. Товстоногова в преддверии умирания культуры, красоты и ухода того поколения, к которому принадлежит Маттиус Клаузен.
Игорь Евсеев, Застрявший в семидесятых /05.09/
Александр Галибин давно известен в Питере как театральный режиссер, не чуждый провокаций, и бывший актер. После показа на Московском кинофестивале "Романовы. Венценосная семья", где он сыграл последнего императора, интереса к Галибину поприбавилось.
Михаил Фихтенгольц, Криминальная опера /30.08/
В Москве впервые играли оперу Сальери "Данаиды". Ее главной темой является убийство. Слово "криминал" меньше подходит героям оперы, чем ее исполнителям. Однако музыку великого отравителя они не погубили.
Жанна Сергеева, Под музыку хаус /23.08/
Роман Качанов, Иван Охлобыстин, Федор Бондарчук - собравшись вместе, они способны сотворить что-нибудь эдакое. "Эдакое" называется художественным фильмом "Даун Хаус" по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Идиот".
предыдущая в начало следующая
Анна Арутюнян
Анна
АРУТЮНЯН
scrawnya@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru