Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Игра человеков и ангелов
В Таллинне состоялась премьера новой мистерии Владимира Мартынова

Дата публикации:  13 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новый опус московского композитора для пяти хоров и инструментального ансамбля подоспел как раз к международному фестивалю "Триалог" . Этот общегуманитарный, а не только музыкальный фестиваль проводится ежегодно в конце сентября и приурочен ко Дню Архангелов, празднуемому на Западе 29 сентября. В Таллин съехались участники и гости из Польши, России, Эстонии, Франции, Англии, Голландии, Швеции. Организаторы фестиваля хотели своей акцией на рубеже III тысячелетия по-новому поставить вопрос о культуре, религии, личности в эпоху глобального "информационного потопа".

Идеолог и руководитель фестиваля Тайво Нийтвяги - в 70-е годы он выступал в составе знаменитого ансамбля Hortus musicus, пел и играл на всех средневековых инструментах - объясняет слово "триалог" как диалог одновременно в различных направлениях: между искусством, наукой и религией, между прошлым, настоящим и будущим, диалог внутри одного человека.

Утром на фестивале шли семинары философов, филологов, культурологов, богословов - публика набегала услышать доклады Михаила Лотмана и Линнарта Мялля из Тарту, митрополита Стефаноса из Франции, Владимира Мартынова из Москвы и других (в синхронном переводе на эстонский, французский, русский и английский). Днем - "круглые столы" с обсуждением услышанного. Вечером - григорианское пение (аутентично - по книге, а не по нотам) в подземном капитуле доминиканского монастыря, напоминающего катакомбы первых христиан. Затем - концерты или спектакли, поэтические чтения, которые заканчивались зачастую после полуночи. Все это проходило в старой части Таллина, чуть ли не на одной улице, в скоплении зданий, в народе называемом "Латинским кварталом". Единство места-времени-действия сплавляло видимое и слышимое, читаемое и распеваемое в одно цельное переживание.

Концерты проходили здесь же, в соборе Св. Катерины, расчищенном не так давно от складских завалов, скрывавших в лабиринте средневековых улочек просторную романскую базилику с чудесной акустикой. Алтарь не сохранился, поэтому это место не для службы. Но и не для филармонических концертов: древняя кладка стен, для зрителей - деревянные скамьи амфитеатром, не освещение - подсветка. Нечто среднее между храмом и концертным залом - как раз то, что нужно Владимиру Мартынову.

Два года назад именно здесь, на "Триалоге-98", театр Анатолия Васильева показывал "Плач Иеремии" - спектакль, целиком созданный на основе музыки Мартынова. Сейчас же, дабы исполнить мистерию Мартынова, здесь объединились ансамбли и хоры из разных стран Европы.

Свой вечер Мартынов назвал "Новое сакральное пространство", что он прокомментировал как "создание пространства вокруг богослужения". Свою стратегию композитор объясняет так: "Берутся конкретные богослужения и конкретный мелодический материал этого богослужения. А именно - антифоны из Часов и из Вечерни на 29 число. Я отбирал самые архаические - VII-VIII века. Смысл в том, что все эти антифоны реально звучат во время вечерни перед концертом в том функциональном виде, в каком они предназначены для службы. Потом они же перемещаются в новое для них пространство - не литургическое, не служебное. Вот это и есть новое сакральное пространство".

Выбор исполнителей отвечает замыслу: все они связаны так или иначе с одной из сакральных традиций. Группа эстонцев "Городские музыканты" Тайво Нийтвяги - с западно-церковным обрядом. Польский хор "Братство лютни" Антония Пильха пробует сочетать народную традицию с манерой пения средневековья и Ренессанса. Хор "Сирин" - это церковные певчие, в их концертном репертуаре - фольклор, духовный стих. Группа "Илиада" из театра "Школа драматического искусства" работает с Анатолием Васильевым и тоже постепенно входит в ритуальную среду. Детский хор Св. Михаила из таллинской общеобразовательной школы приобрел известность благодаря специализации на старинной музыке, включая григорианский хорал. Группа Opus posth под руководством Татьяны Гринденко давно работает вместе с Владимиром Мартыновым над формированием нового сакрального пространства в концертных или театральных стенах.

Пять хоров в одном произведении - масса критическая даже для такого видавшего виды города, как Таллин. Уже по одному этому мировая премьера "Игры человеков и ангелов" смотрелась событием экстраординарным. "Игра", что в средневековом понимании означает "действо", развернулась в грандиозном пространстве собора в перекличках между четырьмя хорами, от которых звук то шел с четырех разных сторон, то прокатывался волнами по кругу от одного хора к другому, то сплавлялся в единый, почти светящийся поток. Певцы, одни в белоснежных одеждах, другие в землистого цвета хламидах, спускались вниз, чтобы образовать хоровод вокруг хора мальчиков и инструментальной группы в центре зала. Всеми этими ангельскими и человеческими массами руководила Гринденко. Ей удавалось исполнять партию скрипки соло и одновременно удерживать всех в едином ритме и, чуть что, обуздывать бушующую многохорную стихию.

Мартынов нашел простые и сильные средства: хоровые эхо в стиле венецианской школы собора Св. Марка или собственные фирменные долгие "раскачки", которые он умеет доводить до экстатического парения, или спирально взвивающиеся вверх потоки звуков, изображающие небесные хороводы, как у нидерландских полифонистов XV века, или крестьянские, почти языческие заклички, нехитро творящие молитвенную магию.

Партитура чрезвычайно красива и сложна. Она потребовала от исполнителей и виртуозности, и выносливости. Из хоров, демонстрирующих неакадемическую, полуфольклорную манеру пения, наиболее уверенно себя чувствовал "Сирин", хорошо знакомый со стилем Мартынова по "Плачу Иеремии" и "Реквиему". Зато самым эмоциональным был польский хор, во время хороводной процессии вскрикивающий положенные 32 "Аллилуйи" скорее в пылком благочестии, нежели в артистическом задоре. Самым же большим украшением был нежный и трогательный хор мальчиков. В мартыновской мистерии белокурые мальчуганы-младшеклассники пели григорианские мелодии VII-VIII века, простые и светлые, как детские песни.

Жаль, что такие события связаны с местом и временем. "Игра человеков и ангелов" повторится в таллинском соборе Св. Катерины только через год.

Таллин-Москва


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Кулик, Шум времени /09.10/
Владимир Куприянов давно работает с неизбежной метафорикой фотографии как памяти. Но для него важны не столько снимки как реликвии и свидетельства воспоминаний, сколько фотография как сама субстанция времени и памяти.
Михаил Фихтенгольц, Совершенная курица /28.09/
В "Оркестре XVIII века" музыканты играют на старинных инструментах или их точных копиях, сделанных лучшими современными мастерами. А во главу угла ставятся хорошие манеры, умеренность эмоций и стопроцентное качество.
Глафира Кефирова, Пусть перестанет! /28.09/
Глядя на реальные крестные муки художника Мавромати, хочется только одного - поскорее запретить этот ужас. И отдать Мавромати под опеку.
Анна Арутюнян, Голос Галас /26.09/
Она пела на языках армянских, греческих, тюркских и прочих меньшинств, но не слова были важны, а режущий голос.
Роман Волобуев, Вопросы каннибализма /15.09/
Людоедство в интерпретации Антонии Берд - простой и понятный путь к долгой (а если повезет - вечной) и успешной жизни. В российском прокате фильм затерялся, что обидно: "Людоед" - один из самых остроумных и глубоких фильмов последних лет.
предыдущая в начало следующая
Маргарита Катунян
Маргарита
КАТУНЯН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru