"Делец" в общедоступном изложении
Дата публикации: 13 Октября 2000

получить по E-mail
версия для печати
Первая премьера Малого театра в новом сезоне - "Делец" Бальзака. Не инсценировка романа, а пьеса, никогда у нас ранее не ставившаяся. Причины, по которым театр избрал ее, очевидны: яркая, полуфарсовая форма и суперсовременное содержание - игра на бирже, банкротства и обогащение, тотальный обман и тому подобное. Момент, когда неожиданно наступившую буржуазную эпоху пытались осмыслить при помощи Горького, почти прошел. Ибсена ставят другие. Островского, слишком нашего, слишком привычного и слишком тяжелого, в "Доме Островского" и так уже достаточно. Облегченный бальзаковский вариант кажется вполне подходящим. Художник Л.Ломакина сделала для спектакля основательно-роскошную декорацию и изящные костюмы, композитор Г.Гоберник написал легкую музыку, режиссер Владимир Драгунов осуществил грамотную "разводку" и дал возможность актерам показать себя в том техническом блеске, который вполне соответствует традиции Малого театра. А "сценическая редакция" позволила оживить диалоги полуторавековой давности - их XIX век и без того все еще кажется нам современным, но уж если к этому добавить коронную реплику: "Вложить в акции Газпрома и утроить!". Зритель, заполнивший премьерный зал до отказа, доволен.
Зрителя можно понять - хотя бы потому, что главную роль в "Дельце" играет Василий Бочкарев. Это если и не оправдывает постановку в целом, то по крайней мере оправдывает проведенный в театре вечер. В традиционно презираемом бомондной публикой Малом театре вообще прекрасные актеры, хотя даже актеры известные пребывают там как в резервации. Но Бочкарев и на этом фоне выделяется своей безумной энергией, которая сперва отталкивает, а потом как-то болезненно притягивает. Он играет здесь уже почти 20 лет и по крайней мере за последние 10 лет, кажется, совершенно не изменился. Когда он на сцене, возникает ощущение, что весь театр: стены, декорации, актеры, зрители в зале - все держится, сохраняет форму только силой его желания, силой его движения. Он - как бильярдный шар, на бешеной скорости носящийся от борта к борту. Он движется так, будто думает: вот он сейчас остановится, и все рухнет. Может быть, это и не хорошо, скорее всего плохо, но впечатление Бочкарев производит всегда. Даже когда, как в данном случае, играть ему практически нечего - безумие его сухого тела, маска и голос Петрушки заставляют поверить, что есть. Его вечный двигатель продолжает свое бесконечное движение. Прав, прав зритель Малого театра.
поставить закладку
написать отзыв
 |
Предыдущие публикации:
|
Маргарита Катунян, Игра человеков и ангелов /13.10/
|
 |
В Таллине состоялась премьера новой мистерии Владимира Мартынова. Игра в бисер. Одновременно в Риме играется спектакль Анатолия Васильева "Моцарт и Сальери". Мартынов (автор "Реквиема", входящего в спектакль) признается: "Положение свинское - Моцарт переживает, а я-то знаю, что нет никакого гения и никакого злодейства". |
 |
Ирина Кулик, Шум времени /09.10/
|
 |
Владимир Куприянов давно работает с неизбежной метафорикой фотографии как памяти. Но для него важны не столько снимки как реликвии и свидетельства воспоминаний, сколько фотография как сама субстанция времени и памяти. |
 |
Михаил Фихтенгольц, Совершенная курица /28.09/
|
 |
В "Оркестре XVIII века" музыканты играют на старинных инструментах или их точных копиях, сделанных лучшими современными мастерами. А во главу угла ставятся хорошие манеры, умеренность эмоций и стопроцентное качество. |
 |
Глафира Кефирова, Пусть перестанет! /28.09/
|
 |
Глядя на реальные крестные муки художника Мавромати, хочется только одного - поскорее запретить этот ужас. И отдать Мавромати под опеку. |
 |
Анна Арутюнян, Голос Галас /26.09/
|
 |
Она пела на языках армянских, греческих, тюркских и прочих меньшинств, но не слова были важны, а режущий голос. |
 |
|
 |

ЗОРИНА


|