Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Пианист стучит дважды
Петербургский фестиваль современной музыки "Звуковые пути"

Дата публикации:  6 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Музыкальный Петербург не слишком "продвинут" по части современной музыки. Традиционный академизм надежно заплел своей плодоносящей лозой все музыкальное поле города, оставив крохотный участок для экспериментов с новой музыкой. Композиторские штудии обыкновенно разворачиваются в Доме композиторов в рамках ежегодного фестиваля "Звуковые пути". По вечерам в знаменитом зале особняка Монферрана акустические эффекты и тембровые изыски странным образом противоречат старинному декору.

В этом году организаторы "Звуковых путей" решили сочетать концерты композиторов с творческими портретами знаменитостей. Как отечественных (Сергей Слонимский, Эдисон Денисов), так и зарубежных (Лючано Берио, Мориц Эггерт, Арво Пярта). Контраст двух авторских вечеров немца Марица Эггерта и эстонца Арво Пярта стал главной интригой очередного фестиваля современной музыки.

Приезд Морица Эггерта, композитора и пианиста, лауреата престижных премий, оказался возможен благодаря помощи Гете-Института, неизменно, из года в год поддерживающего фестиваль. Поэтому немецкая составляющая в программах фестиваля бывает особенно весомой: питерский фестиваль изначально задумывался как слепок со знаменитого Дармштадского коллоквиума новой музыки, который воспитал всю верхушку современного европейского авангарда.

Клавирабенд Эггерта проходил в зале Академической Капеллы - и можно поклясться: такого остроумного и "отвязанного" шоу, которое закатил импульсивный, веселый и общительный немец с не немецким темпераментом, эти строгие стены никогда не видывали. В первом отделении звучали благопристойные фортепьянные опусы известных немецких авангардистов - Хенце, Рима, Лахенманна (в последнем, впрочем, кроме шороха клавиатуры и стука педали, других звуков не было).

Но настоящее представление началось во втором отделении: Эггерт принялся за свою собственную музыку. И вот что он предложил консервативной питерской публике. Внемузыкальные шумы, какие только можно извлечь из деревянного корпуса и деки рояля, беготня вокруг инструмента. Воинственные индейские кличи, страстные вопли, акробатические трюки. Эггерт играл одновременно пяткой, подбородком, коленом и правой рукой. Левая вновь стучала по крышке рояля, отбивая ритм. Минимализм, концептуализм и прочие "измы", смешавшиеся в невообразимом коктейле стуков, шумов, хлопков и фортепьянных тембров, выдали новооткрытый стиль - "фортепиано по-эггертовски".

Апофеозом выступления стали 60 пьес, каждая длительностью в секунду: они были снабжены красноречивыми названиями вроде "Закат", "Заря", "Бог троицу любит". Самое забавное, что миниатюрки в точности соответствовали названиям - получался почти буквальный перевод вербального языка на невербальный. Весь этот калейдоскоп звуков и названий мелькал с такой скоростью, что у слушателя даже не оставалось времени толком оценить остроумие композитора.

Арво Пярт

Авторский концерт Арво Пярта был посвящен 65-летию эстонского композитора. Пярт уже 20 лет живет в Германии, где предается экспериментам со своей собственной композиторской системой, тяготеющей к минимализму. Человек глубоко верующий (в его доме есть даже собственная часовня), он пишет в последнее время лишь культовую музыку - преимущественно на канонические православные тексты. На концерте в Малом зале Филармонии были представлены его хоровые опусы последних лет в исполнении Камерного хора под управлением Юлии Хуторецкой: "The Women with the Alabaster Box", Магнификат, Семь антифонов, Два славянских псалма и фрагменты из огромного 110-минутного сочинения Канон Покаянен.

После эггертовского шоу Пярт, следуя традициям православной музыки с ее строгостью и простотой гармоний, настраивал на возвышенно-медитативный лад. И такие разные впечатления от нынешних "Звуковых путей" наводят на мысль, что среди колоссального количества российских и мировых премьер, состоявшихся в дни фестиваля, найдется хоть несколько сочинений, которые наверняка зацепятся в истории музыки. Будут ли это покаянные каноны, или пьесы в одну секунду - покажет время.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анна Ветхова, Двухголовый оркестр /04.12/
Частный оркестр празднует юбилей. Плетнев - в тени, Спиваков - в шестом ряду партера.
Глеб Ситковский, Голый Козак /01.12/
Пиранделло заворачивает жизнь в обертку из слов. Режиссер не может загнать любимый шар в лузу. Бедная Лиза!
Михаил Фихтенгольц, Три трупа /01.12/
Убийство младенца в сопровождении мадригалов. "Послеполуденный отдых Баха" под неприличные звуки.
Кирилл Ильющенко, Апофеоз вуайеризма /29.11/
Случайная встреча в Пушкинском: "Искусство живописи" мастера подглядывания Вермеера и "Венера Урбинская", обнаженная кистью Тициана.
Ксения Зорина, Меньшиков для бедных /15.11/
После ухода из Театра на Малой Бронной Сергей Женовач довольно долго находился в полуподполье. И вот, наконец, вышел из подполья - в Малом театре. В результате - "Горе от ума".
предыдущая в начало следующая
Гюляра Садых-заде
Гюляра
САДЫХ-ЗАДЕ
sadykh@spb.sityline.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru