Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20001209.html

Стукач на крыше
В шоу Stomp играют на швабрах и сигаретных коробках

Майя Крылова

Дата публикации:  9 Декабря 2000

Спектакль Stomp, показанный во Дворце молодежи, - удачно сколоченное зрелище, в котором броскость неотделима от четкой структуры, а динамика есть следствие синтеза искусств. Дух Бродвея всегда витает над подобными постановками. Даже если они, как в случае со Stomp, получают награду британского правительства "за внебродвейское шоу" (а также - призы четырех театральных фестивалей и премию Emmy как венец признания).

Stomp

Stomp ( от английского "топать") - проект барабанщика Люка Кресуэлла и режиссера Стива МакНиколаса, впервые показанный в Брайтоне в 1991 году. Авторы начинали театральную карьеру в уличном ансамбле "Пукензнакенбургер". Комедийные уличные мюзиклы, показанные в офф-программе Эдинбургского фестиваля, и принесли им известность. Образец игры на мусорных инструментах впервые опробован ими в рекламном ролике для пивной империи Heineken. До Stomp были видеоклипы в защиту окружающей среды и шоу на плавающем понтоне в центре Глазго. Авторы особенно гордились размахом: в представлении участвовал хор Брайтонского фестиваля, струнная группа симфонического оркестра и группа ударных из 120 инструментов.

Шоу Stomp обрело бешеную популярность, так и эдак смакуя один удачно найденный прием. Никому до сих пор не приходило в голову, что вакханалия барабанного ритма может приносить такие доходы и вызывать детский восторг даже у обозревателей консерватиной Finacial Times. 10 лет авторы идеи эксплуатируют найденные сценические маски в гастрольных турах, фильмах и рекламных акциях.

Восемь человек в облике потертых мусорщиков извлекают всевозможные звуки из всевозможных предметов и сценического покрытия. Кроме самозабвенного музыкального стука, на сцене не происходит ничего. Правда, безымянные персонажи музицируют в неподвижности и танцуя, на переднем крае сцены и из-за кулис. Один из героев периодически обращается к зрителям: зал должен оперативно откликаться на задаваемые героем перепады хлопков в ладоши. Создаются и распадаются квартеты ударников на спичечных коробках, квинтеты щеточников, секстеты игроков на собственных лбах. Картинно, строго в ритм, собирают мусор и столь же показушно вновь его разбрасывают. Можно создать и атональную музыку, и минималистскую, если поскрести рукой в резиновой перчатке по дну кухонной мойки. В какой-то момент "стукачи" становятся циркачами и забираются под самую крышу, с бешеным драйвом молотя по жестяной стенке и развешанным предметам: дорожным знакам, уличным указателям и крышкам от мусорных баков.

Чтобы участвовать в этом спектакле, надо обладать универсальностью актера мюзикла: только вместо вокала главенствует чувство ритма. Чтобы смотреть Stomp, не нужно ничего, кроме подсознательного удивления от легкости, с которой надоевшие предметы цивилизации мегаполисов здесь обращаются в свою противоположность: вместо раздражения даруют кайф.

Эта постановка проста и остроумна, но при этом провоцирует на раздумья. Отсмеявшись, можно вспомнить о классических принципах игровой деятельности, о законах клоунады и могуществе эксцентрики. В несерьезном шоу исподволь моделируется любимая провокация современного искусства - поиск, способный круто изменить привычное восприятие. Со времен дюшановского писсуара, помещенного в музей, ничего не изменилось. Неэстетичные предметы (ведра, половые щетки, пластиковые пакеты, сигаретные пачки и даже банановые очистки) демонстративно становятся становятся носителя прекрасного.

Stomp русскому человеку близок, потому что напоминает спектакль Сергея Образцова "Необыкновенный концерт", где выступал ансамбль с участием "водо-бачкового инструмента". Stomp используют более концептуальную идею: шум - тоже искусство, и все вокруг нас есть потенциальный источник ритма. Участники шоу не просто извлекают звуки из всего, что попадается им под руку, но в игре стремятся обыграть друг друга. Ритмы мускульные и звуковые ловко монтируются, переплетаясь в ударах, щелчках, грохоте, шепоте и шорохе, в брейке и степе, в перепалках ударных "инструментов" и персональном пластическом "выпенждреже" каждого "стукача".

Пресс-релизы театра танцующих ударников настойчиво напоминают, что зритель на спектакле должен ощутить следующее: "вперед, встань, оторви зад от дивана и сделай это!". После Stomp вы уже никогда не будете просто стучать пальцами по столу, изнывая от нетерпения: из пальцев полезет что-то ритмическое. Вы не сможете просто так устранять засоры в кухне или туалете: вантуз издает чмокающие звуки, которые тоже можно обратить в музыку.

Организаторы гастролей объявили дополнительный спектакль: 10 декабря в 15.30.