Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20001209_art.html

Авгиевы конюшни
В Манеже продают современное искусство

Кирилл Ильющенко

Дата публикации:  9 Декабря 2000

Печальна судьба художественных ярмарок в отечестве. То скандал, то провал. Да и как иначе, если покупателя для минимально качественных вещей как не было, так и нет. Единственный жизнеспособные сегменты рынка - антиквариат и художественные поделки из торговых рядов в подземном переходе к ЦДХ. Этот пещерный уровень диктует цены и вкус. А по улицам ходят стильно одетые люди, которые живут в новых квартирах с современной мебелью и пустыми стенами.

Беглый опрос знакомых показал: цены - не главное, что останавливает покупателя. Цена нормального качества работы сопоставима с ценой приличного дивана или пиджака. Просто картины, последовательными и многолетними усилиями арт-критиков, твердивших о смерти живописи, выведены из ассортимента правильных вещей модного человека и люди просто боятся сесть в лужу, купив что-то старомодное.

Менторскую роль мог бы сыграть отдел искусства XX века в Третьяковке, если бы удалось сделать его модным местом. Искусство - нормальный товар и нуждается в нормальном маркетинге - рекламе, статьях в популярных журналах, где внятно объясняют: почему хорош тот или другой художник, почему это модно и престижно, сколько это стоит и где это принято покупать.

Возможно, исходя из этих соображений в кураторы нынешнего Арт-Манежа назначили переквалифицировавшегося в галеристы банкира Владимира Овчаренко. Поначалу его идея симбиоза искусства и дизайна выглядела неплохо. На выставке построили несколько выгородок-интерьеров с мебелью и картинами, среди которых сидели, стояли и прогуливалисьи полуодетые девушки, изображая хозяек квартир (куратор - редактор журнала "Мезонин" Наташа Барбье).

Но галерист-финансист оказался фатально лишен вкуса. В результате в качестве введения к основной части экспозиции красуются километры просто-кичевой, ядрено-кичевой, метафорически-кичевой, южнорусски-кичевой и т.д. живописи и фотографии (проект "Из первых рук"). Объединяет их только то, что большинство - художники овчаренковской галерею "Риджины": от Олега Голосия до Олега Кулика. В пандан выставлена малоформатная графика западных художников типа Гюнтера Ферга и Майка Келли. В качестве главной приманки показывали пару хрюкающих в опилках татуированных свинок от бельгийца Вима дель Вое. Татуировки изображают Че Гевару и Сталина.

Кич, который при желании можно было принять за кэмп, сменяется уже не вызывающей никаких сомнений продукцией от галерей типа "Пан-дан" или, скажем "Гармония контрастов". Все это добро занимает три четверти манежного пространства и большую часть списка участников из шестидесяти с лишним галерей. В этом утонули те немногие вещи, которые не стыдно было бы повесить на стенку и за которыми и следовало ходить на ярмарку.