Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20001213.html

Старуха в 27 лет
Три странности "Дядюшкиного сна" в Театре имени Вахтангова

Елена Ковальская

Дата публикации:  13 Декабря 2000

Новая вахтанговская постановка "Дядюшкиного сна" режиссера Владимира Иванова театральной погоды в Москве не сделает. Но взглянуть на нее стоит не только потому, что это легкая и смешная комедия. В спектакле Иванова есть три странности. О том, что это повесть Достоевского, говорит только покаянный монолог Зины (Анны Дубровской) в финале: он напоминает о Настасье Филипповне в исполнении вахтанговской звезды другого поколения - Юлии Борисовой. Все остальное время Достоевский похож на Гоголя, хотя режиссер текст и не передергивает.

Достоевский писал "Дядюшкин сон" параллельно с "Селом Степанчиковым", но за некоторое время до того проговорился о замысле "комического романа" (комедия было первым, за что Достоевский взялся после каторги). И если "Село Степанчиково" повторяет сюжет "Тартюфа", то "Дядюшкин сон" отсылает то к Гоголю, то к французским репертуарным комедиям, а в финале пародирует "Онегина". Режиссер, инсценировавший повесть, отсек этот финал, а также сюжет несчастной любви Зины и чахоточного учителя ее умершего братца. Вместе с последним - ту "достоевщину", которой была нагружена именно эта сюжетная линия. Что осталось - прописано в программке: "история возвышения, славы и торжественного падения Марьи Александровны Москалевой и всего ее дома в Мордасове". То есть только комедийная интрига, связанная с приездом в город молодящегося старика-князя, за которого первая дама Мордасова Марья Александровна взялась выдать дочь, гордую красавицу Зину.

Про князя Достоевский написал, что он "еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился". Князя играет Владимир Этуш. И тут проявляется вторая странность: понятие "играет" плохо подходит к тому, что делает Этуш. Ну, грассирует - это понятно, - играет. А вот кто из двоих - Этуш или князь - едва волочит ноги, готов без поддержки свалиться со стула и бессмысленно пучит глаза - уже не разобрать. Если Этуш - то на театр, выведший на сцену актера в таком состоянии, следовало бы подать в суд. За использование немощи в корыстных целях. Если же князь - то выходит довольно редкий прецедент. Пожилые актеры, как правило, экономны в сценических средствах и безусловны в той же степени, что и пресловутая кошка. Их средства - детали, а не перманентная характерность. А столетний Этуш отчаянно старит своего отчаянно молодящегося старика.

Третий феномен - играющая главную даму Мордасову Мария Аронова. Аронова своей героине годится в дочери. Более того, Аронова моложе Анны Дубровской, играющей ее собственную дочь. То, что Аронова замечательная комедийная актриса, - было известно давно. Но только теперь стало очевидно то, что двадцатисемилетняя Аронова - гениальная комическая старуха (есть такое амплуа). Вернее, было, да вымерло. Вместе с последней комической старухой - Фаиной Раневской.

Ближайшие спектакли 15 и 27 декабря.