Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Старуха в 27 лет
Три странности "Дядюшкиного сна" в Театре имени Вахтангова

Дата публикации:  13 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новая вахтанговская постановка "Дядюшкиного сна" режиссера Владимира Иванова театральной погоды в Москве не сделает. Но взглянуть на нее стоит не только потому, что это легкая и смешная комедия. В спектакле Иванова есть три странности. О том, что это повесть Достоевского, говорит только покаянный монолог Зины (Анны Дубровской) в финале: он напоминает о Настасье Филипповне в исполнении вахтанговской звезды другого поколения - Юлии Борисовой. Все остальное время Достоевский похож на Гоголя, хотя режиссер текст и не передергивает.

Достоевский писал "Дядюшкин сон" параллельно с "Селом Степанчиковым", но за некоторое время до того проговорился о замысле "комического романа" (комедия было первым, за что Достоевский взялся после каторги). И если "Село Степанчиково" повторяет сюжет "Тартюфа", то "Дядюшкин сон" отсылает то к Гоголю, то к французским репертуарным комедиям, а в финале пародирует "Онегина". Режиссер, инсценировавший повесть, отсек этот финал, а также сюжет несчастной любви Зины и чахоточного учителя ее умершего братца. Вместе с последним - ту "достоевщину", которой была нагружена именно эта сюжетная линия. Что осталось - прописано в программке: "история возвышения, славы и торжественного падения Марьи Александровны Москалевой и всего ее дома в Мордасове". То есть только комедийная интрига, связанная с приездом в город молодящегося старика-князя, за которого первая дама Мордасова Марья Александровна взялась выдать дочь, гордую красавицу Зину.

Про князя Достоевский написал, что он "еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился". Князя играет Владимир Этуш. И тут проявляется вторая странность: понятие "играет" плохо подходит к тому, что делает Этуш. Ну, грассирует - это понятно, - играет. А вот кто из двоих - Этуш или князь - едва волочит ноги, готов без поддержки свалиться со стула и бессмысленно пучит глаза - уже не разобрать. Если Этуш - то на театр, выведший на сцену актера в таком состоянии, следовало бы подать в суд. За использование немощи в корыстных целях. Если же князь - то выходит довольно редкий прецедент. Пожилые актеры, как правило, экономны в сценических средствах и безусловны в той же степени, что и пресловутая кошка. Их средства - детали, а не перманентная характерность. А столетний Этуш отчаянно старит своего отчаянно молодящегося старика.

Третий феномен - играющая главную даму Мордасову Мария Аронова. Аронова своей героине годится в дочери. Более того, Аронова моложе Анны Дубровской, играющей ее собственную дочь. То, что Аронова замечательная комедийная актриса, - было известно давно. Но только теперь стало очевидно то, что двадцатисемилетняя Аронова - гениальная комическая старуха (есть такое амплуа). Вернее, было, да вымерло. Вместе с последней комической старухой - Фаиной Раневской.

Ближайшие спектакли 15 и 27 декабря.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кирилл Ильющенко, Авгиевы конюшни /09.12/
Полуодетые девушки изображают хозяек квартир. Бывший банкир в роли галериста. Километры кича.
Майя Крылова, Стукач на крыше /09.12/
Поскребите по дну железной мойки рукой в резиновой перчатке и станете композитором-минималистом.
Гюляра Садых-заде, Пианист стучит дважды /06.12/
Немец играет одновременно пяткой, подбородком, коленом и правой рукой. Левая рука стучит стучит по крышке рояля.
Анна Ветхова, Двухголовый оркестр /04.12/
Частный оркестр празднует юбилей. Плетнев - в тени, Спиваков - в шестом ряду партера.
Глеб Ситковский, Голый Козак /01.12/
Пиранделло заворачивает жизнь в обертку из слов. Режиссер не может загнать любимый шар в лузу. Бедная Лиза!
предыдущая в начало следующая
Елена Ковальская
Елена
КОВАЛЬСКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru