Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20010130.html

Компьютерный мордобой
Обзор нового лицензионного видео

Анна Мирабо

Дата публикации:  30 Января 2001

"Ромео должен умереть" (Romeo must die). Режиссер - Анджей Бартковяк. В ролях: Джет Ли, Элайя. США, 1999.

Увидев в названии фильма имя Ромео, сразу пугаешься: сейчас покажут очередное издевательство над великим шекспировским наследием. Осовремененные интерпретации классики и в театре, и в кино почти всегда заканчиваются плохо. Кроме тех случаев, когда сюжетная линия не имеет для произведения ни малейшего значения.

Это и ожидает зрителя в фильме "Ромео должен умереть". Проводить параллель между историей о борьбе азиатского и африканского мафиозных кланов и фабулой трагедии Шекспира бессмысленно. Недавний римейк База Лурмана "Ромео+Джульетта" с Леонардо Ди Каприо и Клер Дэйнс, выполненный в эстетике MTV, предельно "американизировал" и модернизировал восприятие классической love story. Клиповый монтаж и соответствующий саундтрек с The Cardigans и Garbage стали своего рода жанровым эталоном. К стилистике 90-х (а не к оригинальному образцу XVI столетия) обратился и оператор с 25-летним стажем Анджей Бартковяк ("Скорость", "Близнецы"), снимая свой режиссерский дебют о новоявленном Ромео.

"Азиатские боевики" прочно заняли собственную нишу в кинобизнесе. Опустевшее "свято место" Джеки Чана и Брюса Ли занял Джет Ли, который до появления "Ромео" был в родном Гонконге звездой первой величины. Джет Ли виртуозно владеет приемами борьбы у-шу, которой занимается с детства. Но его главный "конек" - природная грация, за которую Джета Ли часто сравнивают с Михаилом Барышниковым. Может поэтому, после выхода фильма в американский прокат Ли пригласили сниматься Квентин Тарантино и Фрэнсис Форд Коппола.

Один из главных рекламных слоганов "Ромео": "от продюсера "Матрицы". Рука человека, работавшего над картиной братьев Вачовски, чувствуется с первых кадров. "Матричная" стилистика в сочетании с восточными единоборствами - "изюминка" фильма. Половина драк и потасовок дорисована на компьютере. Общий эффект - красивая, захватывающая картинка без тени содержания. Отсутствие фабулы компенсируется всем, что душе угодно: спецэффектами, гибким телом Джета Ли, глянцевой кожей современной Джульетты - певицы Элайи, с актерскими способностями которой все не так хорошо. Бартковяк, как истинный оператор, и на режиссерском поприще делает акцент на визуальный ряд. Главное - удачно изобразить. Не важно что.


"Высоты свободы" (Liberty heights). Режиссер - Барри Левинсон. В ролях: Эдриэн Броуди, Бен Фостер, Бебе Нойвирт. США, 1999.

Барри Левинсон ("Человек дождя", премия "Оскар") известен своей патологической любовью к родному городу Балтимору, где происходит действие большинства его фильмов. Именно в промышленном центре штата Мэриленд он снимал свою дебютную работу "Забегаловка", картину "Железный человек" с Денни де Вито и эпопею о нескольких поколениях американской семьи "Авалон".

"Высоты свободы" - снова о Балтиморе. На фоне его пейзажей разворачиваются истории о трудностях взросления, расовых проблемах, модном рок-н-ролле и первой любви. 1954-й год становится переломным в жизни двух поколений героев. Ностальгическое кино неизбежно появляется в творческом наследии каждого режиссера после 50-ти. Поседевший Левинсон нашел в себе силы анализировать взаимоотношения отцов и детей, которые к концу все равно находят общий язык.

"Высоты свободы" - картина стилистически безупречная. С чередой пастельно-ностальгических кадров удачно сочетается мелодичная звуковая дорожка, написанная сыном Эннио Морриконе Андреа и ставшая его первым опытом работы в кино. Подбор песен радует еще больше: от удачных стилизаций Тома Уэйтса до классический композиций Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли.


"Бэтмен" (Batman). Режиссер - Тим Бартон. В ролях: Джек Николсон, Ким Бэсинджер, Майкл Китон. США, 1989.

В творчестве Тима Бартона гармонично сочетаются оригинальность стиля и "ширпотреб". Он напоминает "самого плохого режиссера всех времен и народов" Эда Вуда, о котором Бартон снял фильм. Только в отличие от Вуда, так и умершего непризнанным, Бартон - личность в киномире не только культовая, но и уважаемая.

Некоторые эстеты называют "Бэтмена" блокбастером, что равносильно смертному приговору. Коммерческий успех, дорогая компьютерная графика, звездный состав. Основываясь на комиксах Боба Кэйна, режиссер создал собственную мифологию, ставшую в один ряд со страной эльфов и хоббитов Толкиена или Муми-Долом Туве Янссон. Не случайно сиквелы "Бэтмена" продолжали появляться и после того, как Бартон снял "Возвращение Бэтмена". И что черные одеяния героев фильма огромными тиражами раскупаются в американских магазинах в качестве нарядов для Хэллоуина. Аутентичный "Бэтмен" наконец выходит на лицензионном видео: теперь у всех появится шанс понять, откуда пошло сумасшедшее увлечение человеком - летучей мышью.

Материал предоставлен сайтом КиноИзм.