Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20010314_dym.html

Дети господина Кремера
Софья Дымова

Дата публикации:  14 Марта 2001

Когда-то на страницах одного не очень достойного печатного издания я пожурила Гидона Кремера за то, что премию "Триумф-ЛогоВАЗ" он-де получил, а положенный концерт, причитающийся к премии, не отыграл. Теперь каюсь. Кремер вернулся в Москву, как только ему позволили гастрольные планы, да не один - а со своим оркестром "КРЕМЕРата Балтика".

Кремеровских питомцев немного - 25 человек. Они, лучшие из лучших на прибалтийских просторах, играют как боги. Объяснить и аргументировать свой восторг мне непросто - ведь человек никогда не задумывается над тем, почему он любит другого человека. Любит - и все тут. Но попытаться понять причину любви все-таки стоит.

Уважаемые читатели, когда в следующий раз вы будете на концерте "КРЕМЕРаты", смотрите на сцену повнимательней. Придирчивый взгляд завсегдатая консерватории сразу найдет несколько отличий между кремеровскими воспитанниками и другими. Ни один участник "КРЕМЕРаты" не облокачивается на спинку стула во время игры. Все предельно внимательны и устремлены вперед, туда, где стоит Кремер. Скрипачка с последнего пульта вторых скрипок в случае ЧП может сесть на место концертмейстера, и будьте уверены, что она справится с ответственной ролью. Чистота и прозрачность оркестровой фактуры - фантастическая. Баланс выдержан безупречно. Что еще пожелать?

Естественно, за этой "глянцевой" картинкой стоит напряженный труд. Один мой друг, игравший вместе с "КРЕМЕРатой" на фестивале в Локенхаузе, рассказывал, что иногда во время репетиций кремеровские дети стонут от напряжения, а после репетиций едва могут ходить. Работать над каждой нотой невероятно тяжело. Они получают достойные, но отнюдь не огромные деньги. Но свой гастрольный график, охватывающий все крупнейшие столицы мира и лучшие фестивали, они не променяют ни на что.

Теперь, после понедельничного концерта в консерватории, мне стало ясно, почему дети Кремера стонут во время репетиций - они играют огромное, запредельное количество новой музыки. Слава богу, это не заумный авангард: вкусы дирижера "КРЕМЕРаты" таковы, что с этим увлечением он расстался давно и, похоже, безвозвратно. Сейчас Гидона Кремера привлекают авторы, близкие к эстетике постмодернизма, - они не отгораживаются от мира математическими формулами сериализма и микрохроматикой, но пользуются тем огромным опытом, накопленным историей музыкальной культуры. Музыка, ныне любимая Кремером, доступна простому слушателю. Собственно, Кремера можно назвать соавтором всей той музыки, которую он играл на концерте, ибо вся она (за редким исключением) была написана для него и по его заказу. Эти опусы - тоже во многом его дети.

Вот что привлекает внимание - в стройные ряды наших современников, Пярта, Канчели и Десятникова, романтики (Шуберт, Лист) затесались бедными родственниками. С одной стороны, обидно - шубертовский неоконченный квартет в переложении для камерного оркестра занял менее десяти минут (ни рыба ни мясо), а листовская фортепианная соната "По прочтении Данте" дана в залихватской аранжировке большого друга Кремера Сергея Дрезнина (из консерватории ее следовало бы перевести в одноименную забегаловку по соседству). С другой стороны - это нормально. Для Кремера, свято уверенного в том, что академическая музыка не исчерпала себя и продолжает жить полнокровной жизнью, приоритет нового, современного искусства очевиден. Моцарт и Бетховен, выстраивая программу своих "академий" (в которых выступали, кстати, и в качестве солистов, и в качестве дирижеров...), навряд ли стали бы радовать слушателей большим количеством "старого" барокко. В центр они поставили бы новый концерт собственного сочинения и оперную арию для "золотой глотки" примадонны...

Так и Кремер - главным блюдом вечера сделавший одно из последних сочинений Леонида Десятникова "Русские сезоны" для скрипки, сопрано и оркестра. Все сходится: есть и солист, и дирижер в одном лице (Кремер), есть и примадонна (молодая Юлия Корпачева с чудесным голосом). Не буду утомлять читателя обильными восхвалениями в адрес замечательного человека Десятникова - в последнее время это делали все без исключения музыкальные критики, а с премьерой "Москвы" Зельдовича к их дружному хору присоединились и кинообозреватели. Мне лишь радостно, что с этим концертом для многих перестал существовать стереотип "Десятников - композитор, созданный для кино". "Русские сезоны" не требуют никакого изобразительного ряда, они звучат свежо и легко - будто никакого кризиса академической музыки и в помине нет. Одна моя коллега, сладко облизываясь после "Русских сезонов", сказала: "Вот это настоящая современная музыка!" Полностью присоединяюсь.

К сожалению, оставшийся период времени разделился на "до" и "после" Десятникова: был Гия Канчели с новым сочинением "Маленькая Данелиада", где вышеупомянутый изобразительный ряд был бы весьма кстати, был и совершенно непроницаемый Арво Пярт с прошлогодним опусом "Восток - Запад". Это тоже дети Кремера - но рядом с "Русскими сезонами" они немного затушевались и поблекли. После окончания заявленной программы пошли бисы-эпигоны - вещи, сколь "обреченные на успех", столь и пустые изнутри. Никак не чаял Гидон Кремер, отыгрывая очередное танго Астора Пьяцоллы, что его аргентинский любимец в общем контексте будет выглядеть так пресно и, простите, так бездарно. Но что бы там ни говорила Софья Дымова, это существенного значения не имеет - любая музыка, исполненная виртуозно и со смаком, как это делают 25 участников "КРЕМЕРаты", звучит превосходно.