Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
Трави помалу!
Дата публикации:  30 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Карен Шахназаров - режиссер не слишком оригинальный. Как правило, он адаптирует в фильмах чужие идеи, доказавшие свою коммерческую состоятельность. За это Шахназарова любит публика. Он всегда идет людям навстречу, учитывая их проверенные временем вкусы и предлагая нехитрое, но более или менее качественное развлечение.

Идея, вдохновившая Шахназарова на сей раз, лежит не в области кино, а в области книгоиздания. Это популярные сегодня всевозможные "энциклопедии" о кошках, собаках, прическах, великих полководцах, любовниках и проч. Если вообразить, что такого рода богато иллюстрированную энциклопедию, посвященную ядам и отравителям, листает между делом обитатель какой-нибудь малогабаритной квартиры и прикидывает, ковыряя в носу, каким способом он сам отправил бы на тот свет тещу, жену или надоедливого соседа - мы получим полное представление о сюжетных мотивах и общей структуре новой картины Шахназарова. Герой "Ядов, или Всемирной истории отравлений" - интеллигентный артист-рогоносец (К.Акрочков), жена которого прямо на глазах изменяет ему с малосимпатичным соседом-слесарем (А.Баширов). Как только в голове артиста зарождается мысль о том, что жену неплохо было бы отравить, тут же является искуситель (О.Басилашвили), который подробно излагает известные в истории случаи отравлений, демонстрирует свою коллекцию ядов и дает краткие инструкции, как ими пользоваться. Артист пытается следовать советам учителя, но не слишком успешно, поэтому сюжет длится и длится, а красочные исторические картинки размеренно чередуются на экране с разнообразными бытовыми склоками. Перед нами проходит целая вереница знаменитых отравителей от древней персидской царицы до современного американского школьника, получившего в подарок набор "Юный химик"; герои же тем временем ругаются, делят жилплощадь, разводятся, образуют новые пары и строят бесконечные планы взаимного отравления. Еще артист периодически видит сны и во сне лично общается с Папой Александром VI по фамилии Борджиа и его знаменитым семейством.

Кончается все довольно неожиданно: во время приема по случаю дня рождения Папы (герой, натурально, присутствует на нем в качестве почетного гостя), Чезаре Борджиа (А.Панин) подходит к богатой златотканой портьере, откидывает ее, и перед нашими глазами открывается чудесная, утопающая в туманной утренней дымке долина. Чезаре произносит прочувствованную речь, о том, что красота этой долины превыше всех страстей и желаний, заставляющих людей травить друг друга, как крыс. На этой высокой гуманистической ноте и завершается "Всемирная история отравлений". Есть, правда, еще довесок-эпилог, где сообщается, что все персонажи, имеющие отношение к современной коллизии, живы-здоровы, дружат и ходят друг к другу в гости. Ощущение такое, будто Шахназарову с Бородянским (автор сценария) было просто-напросто лень сочинять развязку, и они, ограничившись моралью, быстренько взяли и обрубили концы.

Конечно, жанр энциклопедии, избранный авторами, не предполагает тщательно выстроенной драматургии. Однако сама по себе идея экранизировать популярную справочную литературу - с точки зрения кинематографа абсолютный бред. Одно дело - книжка с картинками, откуда можно черпать любопытные сведения; другое дело - кино, где зрителю вынь да положь интригу, увлекательное, напряженное действие. Без этого он вообще не понимает, чего ради полтора часа пялиться на экран.

Но поражает во всем этом не столько даже бессмысленность самой затеи, сколько количество денег, вбуханных в ее реализацию. Громадные декорации, дорогие костюмы, реквизит, массовка, экзотические животные, натурные съемки в Италии... Просто какая-то вакханалия бессмысленных трат. Смотришь и поневоле думаешь: "Сколько бы вышло портянок для ребят, а каждый раздет, разут"...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Софья Дымова, Щемящий жизненный тупик /28.03/
В БЗК сыграли симфонию Леонида Десятникова "Зима священная 1949 года": для тех, кто понимает, - событие. Десятников сделал ставку на большой жанр хоровой симфонии и замешал соцарт на массовой песне. Ирония обрушена Десятниковым на слушателей в неимоверных, неумеренных количествах: она раздавила собою все.
Марфа Васина, Цокающая номер один /21.03/
Реагируя на Монк, каждый в зале думает: "И я так умею".
Гюляра Садых-заде, Дети подземелья: юная любовь цветет на фоне серых стен /20.03/
Без "Богемы" сегодня немыслим репертуар любого оперного театра. Но премьеру "Богемы" в Мариинском театре при всем желании удачей не назовешь. Даже на фоне недавней "Саломеи" наивно-красочная "Богема" оставляет ощущение невыносимой серости в буквальном и в переносном смысле слова. Спасла спектакль от окончательного провала музыка Пуччини.
Софья Дымова, О женском и бабьем /20.03/
Насколько люди агрессивны в своем желании отдохнуть, или В Кремле случился "Бабий бунт".
Софья Дымова, Дети господина Кремера /14.03/
Ни один участник "КРЕМЕРаты" не облокачивается на спинку стула во время игры: все предельно внимательны и устремлены туда, где стоит Кремер. Любая музыка, исполненная виртуозно и со смаком, как это делают 25 участников "КРЕМЕРаты", звучит превосходно.
предыдущая в начало следующая
Наталья Сиривля
Наталья
СИРИВЛЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru