Русский Журнал / Обзоры / Рецензия
www.russ.ru/culture/review/20010801.html

Бронза от Андрея Молчановского
Инесса Курышкина

Дата публикации:  1 Августа 2001

Истинный талант художника заключается в том, чтобы внушить окружающим, что его причуды жизненно необходимы им.
Пабло Пикассо

В современном искусстве не так много примеров паритетного соотношения художественной и коммерческой составляющих. Скульптор Андрей Молчановский (род. в 1971) - один из тех, творчество которых отвечает в равной степени спросу массового зрителя и знатока. Безусловно, решающую роль в его коммерческом успехе сыграла галерея "Кросна", которая с самого начала своей деятельности "положила глаз" на молодого скульптора, тогда еще студента Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. В.И.Мухиной, и вот уже в течение 10 лет поддерживает его, привлекая к участию во всех своих тематических и групповых выставках, оказывая финансовую поддержку в виде ежегодных стипендий.

Недавно галерея в очередной раз провела персональную выставку А.Молчановского. Среди представленных произведений были показаны работы прошлых лет и этого года. Стиль не претерпел существенных изменений: все те же жанровые сцены и приятные глазу формы. Разве что работы заметно прибавили в весе: расход бронзы значительно вырос, так как последняя тенденция творчества А.Молчановского - укрупнение жанра. От мелкой пластики он постепенно переходит к станковому портрету. На выставке их пока два: "Наполеон Бонапарт" и "Александр Македонский" - (все - 2001 г.).

Не без помощи, конечно, опекающей организации, А.Молчановский мастерски сориентировался на художественном рынке, найдя даже в самом нерентабельном из всех видов искусства, каким является скульптура, золотую жилу. Его работы отвечают всем требованиям типичного покупателя, желающего видеть в своей коллекции произведения, выдержанные в духе антикварной классики, и вместе с тем привносящие современную струю в понимание формы, сюжета. В них нет ярко выраженного индивидуального стиля, раздражающего глаз. Но есть множество проверенных временем сюжетных и пластических реминисценций, выдающих в скульпторе большого знатока искусства и умелого его пользователя. Не случайно после окончания художественного училища в Одессе (1992), еще до поступления на факультет монументального искусства, А.Молчановский год проучился на искусствоведческом факультете мухинской Академии (1992-1993). Кстати, в настоящее время скульптор продолжает учиться. Он - аспирант все той же Академии.

Излюбленными сюжетами А.Молчановского являются античные мотивы и парафразы их: многочисленные Капитолийские волчицы, всадники, кентавры... Пластическое решение работ строится на комбинации приемов древнегреческой пластики и кинетического искусства, открытого ХХ веком. Таким образом, произведения А.Молчановского, с одной стороны, овеяны духом античности, давно ставшей предметом подражания и коллекционирования, с другой стороны, современны по ряду особенностей, в числе которых не последнее место занимает декорирование работ движущимися механизмами. Подобные молчановским произведения действительно могут внести разнообразие в интерьер квартиры, офиса. Они не требовательны к пространству - достаточно небольшого места на столе, стеллаже или специальной подставке. Даже работы масштабом покрупнее, я имею ввиду станковые портреты, могли бы составить честь представительному интерьеру. Наполеон Бонапарт, Александр Македонский - личности более чем амбициозные.

Судя по всему, недалек тот день, когда А.Молчановский взойдет на академическую трибуну и станет одним из вершителей судьбы отечественной пластической школы.

P.S. Единственным коммерческим просчетом на прошедшей выставке стала новейшая разработка скульптора "Бар. Москва - Петушки", представляющая собой высокую подставку (по пояс человеку среднего роста) для бокалов и бутылок, единственной фигуративной деталью которой является состав - в несколько вагонов - электрички, ползущей вверх по центральной опоре. Никто не покупает, хотя сюжет (кто же не знает Веничку Ерофеева?) и функциональность вещицы предполагает серийный выпуск. Но... молодость... То-то видно, непьющий. Сделать три держателя для рюмок и три для поллитровочек - непорядок... и где, вообще, стопки держать?