Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Гордое имя Петух
Дата публикации:  31 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

15. [Петух] возвышает свой голос, [встречая] утреннюю зарю:
16. "Воспряньте, о люди! <...> [Иначе] придет к вам долгорукая Бушьяста, которая усыпляет все живые творения, едва они проснутся засветло, [говоря]: <...> "Поспи еще, человек, еще не [время]". <...>
20. Взывает огонь <...>:
21. "На помощь! Землепашец, разводящий скот, восстань, надень свои одежды, помой руки, достань дров, принеси их сюда, чтобы я снова запылал <...>". <...>
26. [И тогда] друг говорит другу, - и они покоятся на подушках: "Проснись, это он [петух] будит нас".

Авеста

Его настоящее имя - не настоящее. А как он звал себя сам, это помним мы, немногие. Те, кто слушал и услышал его послание. Те, к кому обращается странный певец и пророк, приоткрывший завесу тайн минувшего века и ушедший на самом его исходе. Куккаре-Ку (Yuukcorey-Couw) родился в 1880 году, в селении Йукконен (Qouwckohneen) русской Финляндии. Кроме родного финнского, Куккаре-Ку свободно говорил на десяти современных европейских и читал на древних сакральных языках. По легенде, настоящим отцом певца был орк Дрэд, а матери не было и десяти лет, когда она зачала его. Быть может, поэтому он и прожил ровно сто двадцать лет.

Неслыханный дар Йукси Йукконена (вот его "настоящее имя", которое вам немедленно нужно забыть), впервые открылся в 1893 году. В придорожном трактире на глухой окраине старого Хельсинки он спел песню-пророчество Смерть и Воздух, спел так, что вскоре ее услышала вся страна. В этой песне он пел о том, что случилось в одном из селений таинственной Ингерманландии: "Я видел своими глазами, как в церкви на рассвете открылся алтарь и оттуда вышли по очереди и кукарекали Белый, Красный и Черный Петух, за ними Черный Монах, и сказал: "Белый петух - неслыханный урожай, Красный петух - ужасное кровопролитие, Черный петух - смертей, гробов и могил великое множество, так что некому хлеб будет есть". Последнее предсказание было исполнено мальчиком с необыкновенной радостью и энтузиазмом. Он понимал, что наконец пришло его время. Время Куккаре-Ку.

Слух о песне-пророчестве Смерть и Воздух донесся до метрополии. Его приглашают в Питер, который навсегда останется его любимым городом. В 1894 году он исполняет Смерть и Воздух стоя на Сенной площади, при огромном стечении народу. В это время его диапазон внезапно расширяется от фа субконтроктавы до ля пятой октавы, а в сознании происходит мощный инсайт. Никто не знает, что именно произошло тогда, но с тех пор певец всегда называл себя петухом и действительно считал себя им. Отныне каждый день на рассвете он громко кричит: "Куккаре-е-ку-у-у-у-у!" И точно так же велит себя называть.

Потрясающий успех и признание приходит к новоявленному "финскому петуху" после того, как он исполняет в нескольких театрах и варьете песню Птичья Идея Ивана (Йууханаана) Хямяляйнена, революционного поэта, философа, политика, мага и публициста, одного из самых загадочных и до сих пор почти не известных людей в Евразии. В этой песне он нарочно, с целью охмурить аморфное быдло, проповедует крайний пацифизм и толстовство, а также впервые открыто заявляет, что он петух. "Не бойся, так надо, чтобы они тебе верили, - учил Иван Хямяляйнен, верный друг, учитель и импресарио. - Подожди, вот скоро они расслабятся, так ты их сразу и клюнешь в самое темя".

Именно Хямяляйнен с помощью серии трансов рассказал певцу о традиционных значенияx петуха и его изображений. По еврейской каббалистической книге Зоар, петух поет три раза перед смертью человека, поэтому в России внезапное пение петуха считается предвестием чьей-либо смерти. У древних ариев покровитель зари, Сраоша, иногда изображался петухоголовым, а у буддистов петух, означающий элемент "страсть", нарисован в центральном круге бхавачакры, Колеса Существования, представляющего сансару как непрерывный процесс самовозникновения неведения и страдания. В китайском гороскопе Петух - прямой и бескомпромиссный лидер, циник и идеалист, ультраконсервативен в любви и в политике, способен быть жестким и даже жестоким. Он может убить, если надо, но, если надо, и сам с улыбкой пойдет на смерть. Он пройдет огонь, воду и медные трубы, но может в конце концов оказаться вознагражденным счастливой старостью.

Петух - наиболее магнетичный и чувствительный из всех птиц, отсюда греческое его название алектруон. Он посвящен Эскулапу, которого звали Сотер, Спаситель, воскрешающий мертвых, отсюда предсмертное слово Сократа: "Мы должны Эскулапу петуха". Предсказание Иисуса об отречении Петра (прежде чем трижды споет петух) основано на средневековом европейском оккультно-символическом гнозисе, где петух неразрывно связан с энергиями солярных богов, Смертью и Воскресением. Геральдические изображения петуха и гадания на его внутренностях давали большую силу тайным потомкам Иисуса и Магдалины, хранящим святыню Грааля.

Получив посвящение от Хямяляйнена, Куккаре-Ку становится чрезвычайно сильным физически, и окончательно укрепляется в вере, что он петух. Когда началась война, Ку (так его иногда сокращенно называли) исполнил совершенно потустороннюю композицию Каменная Вода и Человек. Газеты ожесточенно спорили, милитаристская это песня или пацифистская, убивая самим спором то Единственно Возможное Понимание, которое заведомо доступно не многим. Каменной Водой и Человеком Куккаре-Ку приводит в негодование сразу многих симпатизировавших ему ранее финансовых воротил. Иван Хямяляйнен одобряет все это. Он учит, что надо их шокировать.

После этого Ку замолкает на десять-пятнадцать лет. Многие пытались забыть о странном человеке, мнившем себя петухом, но это было непросто. Подсознание толпы, жаждущей Мифа, само подсовывало ей его. Чем занимался Ку с войны до 1933 года? Встречал Ленина в Смольном из эмиграции и умолял его сделать столицей России Хельсинки. Полностью перевел на финнский Ахад-Гаама. Ездил в Туву учиться горловому пению, а в благодарность учил самого Верховного Шамана Крайнего Севера. Учил петь молча. Учил петь хором. Учил не петь. Итогом всего этого стала удивительная и странная, декадентская и нарочито, в пику Нордау и Ницше, деградантская пластинка Арканы. Каждая песня была посвящена одному из арканов Таро, и все это было великолепно исполнено в 1932 году в стремительно фашизирующейся Италии. Теперь даже самым непробиваемым скептикам отвернуться от Ку невозможно.

В 1933 году Ку выступает у себя на родине с авторским циклом Финн, на собственные слова и музыку. Он поет о ностальгии, о любви к нации и к стране. "Я не забыл тебя, моя родная Финляндия", - поет он в песне Finn Land, а в песне Гордое имя Петух произносит речитативом: "Да, я - мировой петух, но я финнский петух". Финны восприняли это выступление исключительно восторженно, Куккаре-Ку был объявлен национальным героем, ему простили все, даже "заигрыванье с фашистами". С этого начался какой-то новый этап.

В 1935 году его впервые приглашают сняться в кино. Куккаре-Ку играет в немой политической кинокомедии Тараканы и Комарье (аллегорически представляющей борьбу партий), в фильмах ужасов Двухголовый (исполнил главную роль, Двухголового), Город трупов (играл роль трупа), в триллере Убийство в квартире. В год начала второй мировой войны он снимается в интеллектуально-порнографическом фильме Сексуальный Штопор, и в это время у него начинается роман с гениальной французской юродивой, святой и порнодивой, исполнившей в этом фильме главную роль - Жанной Кларк. О Жанне надо сказать особо.

Такого не было ни до, ни после нее. Все, что было, есть и будет хорошего в порно, от начала и до конца украдено у Жанны и обесцвечено. В Штопоре Жанна вешает на крючке маленькую обезьянку Макаку и, пока та корчится в агонии, сладострастно лижет ей... Затем она отрывает по очереди все четыре лапки и засовывает их к себе во влагалище. В одном из интервью Жанна объясняет, что воспроизвела в точности ритуал, который, по легенде, еще в детстве совершал Филипп, король Фландрии. И это помогло ему потом, много лет спустя, разгромить омерзительных, как макаки, криптогоблинов, врагов своего отца. В интервью участвует Куккаре-Ку и добавляет, что Жанна хотела воспроизвести как можно больше сексуальных перверсий одновременно, включая садизм (расчленение тела) и мазохизм (с очаровательной смущенной улыбкой Жанна подтверждает, что совать обезьяньи лапки "Туда" было больно). В другом интервью она объясняет, что служит Богу.

Жанна определила свой немыслимый, головокружительный проект как борьбу с продажной и лицемерной порноиндустрией современного Запада: "Эти фильмы на самом деле холодные и бесполые, они выдуманы для отвода каналов секса и агрессии, а это ведь есть профанация того самого, запредельного. Они фригидны и притворяются, а я взаправду переживаю свой страшный и сладкий грех. Только те немногие, кому дано понять, поймут, какие там бездны". Действительно, мало кто понял, что это была святая, новая Жанна д'Арк. Все писали, что Жанна ведьма, оказавшая на Куккаре-Ку тлетворное воздействие. То же самое, впрочем, говорили и писали об Иване Хямяляйнене. Толпа всегда третирует гениев, святых и пророков.

В 1949 году Куккаре-Ку выступает с циклом Крэкс, Фэкс, Пэкс, Сэкс, посвященным Жанне, а затем в Париже записывает два глубоко субверсивных и провокационных, стилизованных под White Trash альбома грязных воровских песен - Shit/Spam/Scum/Smut на английском языке и Борис Вийон на французском. После этого один за другим выходят синглы Куккаре-Ку - Частушки и Свет Содома. Но знаменитая французская акция "петуха", под дерзким названием Падение Парижа, была еще впереди.

В 1958 году Ку приезжает в Париж, стремительно врывается в концертный зал "Олимпия" во время выступления Эдит Пиаф, резким движением сталкивает ее со сцены и под шквал рукоплесканий выкрикивает: "Эта глупая и обдолбанная профурсетка, которая подмахивала ублюдкам из Резистанса, только притворяется, что она блядь. На самом деле - она целочка. Настоящая блядь - я. Сейчас вы это увидите. Весь концерт будет непотребным. Заткните уши, когда я буду петь песни Морской Петух, Крэкс, Фэкс, Пэкс, Сэкс, Жанна и некоторые другие, с матерными названиями. Отключите у меня микрофон и посмотрите, как ваш любимый и дорогой петушок будет петь". При этом в песне Крэкс, Фэкс, Пэкс, Сэкс он пел нарочно четыре раза просто: "Сэкс, Сэкс, Сэкс, Сэкс", - зло издеваясь таким образом над профанами.

В 70-е годы "финского Петуха" ожидает трудное испытание. Против него была поднята оголтелая кампания в либеральной западной прессе. Как и всем без исключения сколько-нибудь ярким личностям XX века, "финскому Петуху" попытались наклеить ярлык "коллаборациониста". Кто-то искренне, а кто-то для политической конъюнктуры ругательски ругал его, крупные заголовки газет обзывались "фашизоидом - фашиствующим шизоидом", "обыкновенным сумасшедшим", "соучастником международного террориста Йууханаана Хямяляйнена", "безответственным провокатором, охотящимся за властью", "халтурщиком-бездарью", "содомитом и шарлатаном", "педерастом" и даже "cкином-лохом". Только самые принципиальные люди оставались с Ку до конца.

В 1980 году Куккаре-Ку приезжает в Советский Союз на Олимпийские игры. Это была акция в поддержку СССР, против американского бойкота Олимпиады. Однако пятая колонна в брежневском истеблишменте, подыгрывая "мировому общественному мнению", не пустила Ку в Москву, опасаясь, что от этого будут беспорядки. "Финнский петух" поселился в северной столице, в небольшой коммунальной комнатке на Петроградской стороне, где в совершенной неизвестности, среди валяющихся по полу пивных бутылок, шприцов и дискет, влачил свою непростую, тревожную жизнь Иван Хямяляйнен. Благодаря поддержке последнего, русские власти "прикрыли" Куккаре-Ку от продажных зоилов "свободной прессы". Долгое время на Западе никто даже и не знал, что эти два человека, когда-то потрясавшие мир, находятся в Петербурге.

В результате Куккаре-Ку на целых десять лет остался в России. Сочиненная им на стихи Хямяляйнена песня От Ивана, посвящена тем "Петрам", которые не стали "Иудами", потому что вовремя услышали, как поет петух. Прежде всего, таким "Петром" для Куккаре-Ку был русский народ. Именно в России многомиллионным тиражом вышел совместный проект Куккаре-Ку и Хямяляйнена Голоса Птиц, с программной песней Старый, Старый Петух, которая вошла в 1982 году во все хит-парады со своим рефреном: "Я стар уже". Тогда же появился и анекдот-загадка: "Как вы думаете, кто умрет раньше - Брежнев или Куккаре-Ку?" А по поводу этой песни шутили тогда в Москве: "Я стар... Я очень стар... Я суперстар...". С тех пор каждый год на день своего рождения Ку проводил большой благотворительный концерт в каком-нибудь русском городе.

В конце 80-х - начале 90-х годов в перерывах между работой над экспериментаторским неоавангардным музыкально-синкретическим проектом Enjoy the Cock Куккаре-Ку частенько прогуливался по "потустороннему" ночному Питеру со своим странным учителем и многолетним другом Иваном Хямяляйненом. Во время одной из таких прогулок, он остановился и долго смотрел в глаза своему дружку, а потом тихо сказал: "Однажды после концерта меня спросили, неужели Вы и вправду считаете себя петухом?!" Я ответил: "Неужели же песни петуха будут вам слаще, если он станет изображать из себя человека? Мой старый, добрый друг Йуухан разве не говорил, что настоящий петух будет честен с людьми и на каждый такой вопрос станет отвечать только Правду". Стояла белая ночь.

В 1997 году Иван Хямяляйнен, непредсказуемый до самого конца жизни международный аристократ-инкогнито, вдруг уезжает в Америку и приглашает с собой "финского петуха". В Америке Куккаре-Ку не столько пел, сколько эпатировал политкорректное "общественное мнение" своим нонконформизмом и неприятием ханжества. После выступления Ку на так называемом "Круглом столе" по вопросам современной экологии и этики" в Колумбийском университете (Нью-Йорк), наиболее независимо мыслящие представители американского андеграунда стали относиться к нему как к гуру. Вот несколько выдержек из этого выступления:

Как бессмысленно спорят сегодня прогибиционисты и сторонники выбора, про ружье [то есть право частных лиц на ношение оружия - П.К.] или про аборты. Пока они спорят, по всей планете семимильными шагами наступает новая антропологическая революция, которая будет страшнее, чем старая, "сексуальная", и многим станет очень несексуально, мало не покажется. <...> Cкоро все споры об аборте, ружье, эвтаназии, смертной казни и прочих правах животных, станут вчерашним днем. <...> Они никак не могут решить, считать ли эмбрион "человеком" и что такое аборт - "убийство" или "право на выбор". О безмозглые дураки! Я сказал им, что всякий выбор - убийство. И что не всякого можно считать "человеком". И что кого-то иногда необходимо убить. И что только это, по большому счету, есть Выбор. И что такой Выбор может сделать не всегда и не всякий. Кого-то пусть ограничит Власть и Закон. В чем именно ограничит - должно зависеть от эпохи, страны... <...> Я в современной Финляндии запретил бы аборты, а у вас, тут, в Америке, напротив, отменил бы статью об убийстве, пусть каждый носит ружье и делает выбор.

По слухам, именно это скандальное выступление стало причиной "мягкого", ненавязчивого выдворения певца из "самой свободной страны в мире" под предлогом гранта на участие в совместной программе крупнейших европейских университетов "Современная антропология и социал-дарвинизм". Куккаре-Ку получил статус нетрадиционного участника научных и политических конференций, на которых он должен был продемонстрировать, что он петух. Свой круиз по Европе он решил начать с Петербурга, твердо веря, что антропологическая революция начнется в России. Затем он направился в дебри таинственной Ингерманландии, чтобы отыскать дух своего предка орка, а потом и в Эстонию, откуда вскоре собирался в Финляндию.

В фэн-клубах Куккаре-Ку усиленно распространялась легенда о его бессмертии, однако общей для всех людей участи он так и не смог избежать. 30 декабря 1999 года, за день до наступления календарного Милленниума, Йукси Йукконен, a.k.a. Куккаре-Ку, скончался от кровоизлияния в мозжечок по дороге из Эстонии в Израиль, где он вдруг, после семичасового телефонного разговора с Иваном Хямяляйненом, решил устроить благотворительный большой концерт, посвященный встрече нового века. В день смерти Ку многие жители Израиля рассказывали, как из-за стены разрушенного Иерусалимского храма послышался печальный крик петуха.

"Музыка, создаваемая Куккаре-Ку, была так прекрасна, что ее нельзя было слушать. А сейчас кажется, что наоборот. В настоящее время музыка Куккаре-Ку исключительно доступна в любом приличном западном магазине в "World Music". Но не всем понятно, что делал Куккаре-Ку. Может быть, он прав, и сегодня путь Куккаре-Ку хорошо понятен только детям, духовным революционерам par excellence, потому что они еще не испорчены так называемым "взрослым" душком", - писал американский философ, культуролог и консервативный революционер Хо Ван Ши в своем программном парадигматическом труде Культурная Вивисекция. Нехитрую мысль философа подтверждают и сами дети. Не правда ли, им можно верить?

В Финляндии существует мемориал артиста и фонд его памяти, поддерживаемый Хямяляйненом. Из этого фонда спонсируются талантливые музыканты и художники, нонконформисты, способные продолжить его традиции. Традиционалистски настроенное русское студенчество ежегодно проводит народные фестивали памяти Куккаре-Ку, тайна которых закрыта не только для врагов, но даже и для "друзей", завистливых и бессильных.

Предрассветный ведический Петух идет вперед. Торжественно и уверенно, с высокоподнятым подбородком, с развевающимся во все стороны света золотым гребнем. Энергично покачивая своими стальными бедрами, он шествует прямо навстречу новой заре, оставляя далеко позади вялого телом, растерянного душой и одряхлевшего духом так называемого "современного человека". Он распевает песню. Может быть, кто-то догадывается, о чем она.

Это необычная музыка. Может быть, это даже не музыка вовсе. Ее можно все что угодно, только не слушать. Слушать ее нельзя. Она сама будет вас "слушать". И выслушает до конца. Вот уже скоро она придет, невозможная. Как подлинный час расплаты за все. Как окончательный выбор. Как неизбежность. Как смерть. Как пение острой и стремной птицы, победно несущей такое привычное и знакомое, но не всем, далеко не всем понятное имя.

Гордое имя - Петух.

Впервые (в другой версии) опубликовано в проекте Вилли П. "Overground Music Review"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Псой Короленко, Двенадцать ловких пальцев /20.10/
Американский преподаватель и фаннимэн Том Лерер своими остроумными песенками, исполняемыми под пианино, заставляет вспомнить метафизику университетских капустников, юмористических программ и детских передач.
Псой Короленко, 23 альбома Вилли Токарева /13.10/
Выпуск 4. "Третья волна" корчилась безъязыкая, но патриот России Вилли Токарев подарил ей неподдельный драйв советских ВИА в сочетании с мощной харизмой русского подпольного магнитофонного шансона 70-х годов.
Псой Короленко, Бирюзовые колечки /05.10/
Теодор Бикель - это пряная дионисийская витальность малоросских, еврейских, румынских, цыганских оркестриков, южное пограничье русской культуры, сокровенное местечко ее. // Бикель Федор. Песни русского цыгана. - Theodor Bikel Sings Yiddish Theater and Folk Songs.
Псой Короленко, Мы едем по дорогам Европы /28.09/
Европейско-русский меташансон Ганса Зиверса возвращает бардовской и рок-песне ее высокий контекст - не просто "литературный", а философский, мистический, эзотерический.
Псой Короленко, У нее одна задача /21.09/
Кот Мурлыка "Великой Эпохи" в связке с субверсивной бивис-и-баттхедной парой Лившиц-Левенбук образует трехглавого пса Кербера, охраняющего царство Аида.
предыдущая в начало следующая
Псой Короленко
Псой
КОРОЛЕНКО
Молодежный филолог и акын
urport@cityline.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru