Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Сенсационное приглашение Владимира Спивакова
Дата публикации:  7 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С 25 сентября по 5 октября в Москве в Большом зале консерватории пройдет фестиваль "Владимир Спиваков приглашает". Однако событие, безусловно значительное само по себе, уже несколько месяцев обсуждается на повышенных тонах благодаря сенсационной вести о том, что Спивакову удалось условиться об участии в фестивале с самой Джесси Норман. Все это время гарантией приезда в Москву самой фантасмагорической оперной дивы наших дней была ее устная договоренность с нашим маэстро, которая лишь только что обрела форму контракта. Здесь громкого "браво" заслуживает не только Спиваков-музыкант, но и деятельный устроитель московской музыкальной жизни.

Джесси Норман 10 лет назад появилась в Санкт-Петербурге, приняв участие в концерте "Чайковский-гала" под управлением Юрия Темирканова. Тогда из наследия русского композитора она спела его три французских романса и арию из "Орлеанской девы", для которой также существует канонический французский текст (знаменитая своим перфекционизмом американская примадонна не поет своих любимейших композиторов Чайковского и Шостаковича, признаваясь в неспособности совершенно овладеть русским языком). Три года назад готовился и приезд Джесси Норман в Москву, однако что-то все же удержало труднодоступную диву от сотрудничества с приглашающей компанией несмотря на выполнение одного из условий контракта - обязательное наличие ванной комнаты при артистической уборной. С тех пор действующую ванную можно лицезреть в Большом зале консерватории, а теперь и радоваться, что запоздавшее посещение ее заказчиком наконец состоится.

Итак, московской публике впервые представится возможность вживую оценить искусство выдающейся певицы. Пока же она известна лишь по корпусу аудио- и видеозаписей, формирование которого отличает тщательно продуманная стратегия, так что их потребителю предстает лишь некая идеальная Джесси Норман, само божество и совершенство. Тем не менее, последнее время просачиваются и отрицательные отзывы о ее пении, и слухи о том, что будто бы она уже не в "той" форме. Есть основания надеяться, что это все же не так, поскольку 5 октября в московском концерте Норман, которой к тому времени уже исполнится 56, предполагает предстать с ответственной и вовсе не шуточной программой. Она выступит в сопровождении Российского Национального оркестра под управлением Спивакова и исполнит в первом отделении 5 песен Малера на слова Фридриха Рюккерта (из них самая известная - безысходно завораживающая песня "Я потерян для мира" потрясающей красоты), а во втором - "Смерть Изольды" из оперы Вагнера "Тристан и Изольда".

Московская публика известна бурным отношением к звездам, однако редко аплодирует бескорыстно. Звезды же, бывает, охотно поют "на бис" чуть ли не целое отделение, а порой, даже подготовив "бисы", требуют от зала долгого и терпеливого энтузиазма - некогда, например, поленившись добиться еще одной подготовленной арии, москвичи запросто отпустили со сцены другую выдающуюся темнокожую диву Ширли Верретт. Хотелось бы, чтобы на концерте Джесси Норман публика, которая, как это повелось последнее время, будет "новорусской" и в массе безразличной к изысканности столь тонкой певицы, все-таки набралась терпения и "доаплодировала" до трех "бисов". Именно столько их уже заявлено - это будут неподражаемые в исполнении Джесси Норман песни Рихарда Штрауса, включая, разумеется, и чарующую "Завтра". Слушателя этого сенсационного и заключающего фестиваль концерта ждут также две симфонии - 40-я Моцарта и 5-я Шуберта.

Помимо описанной кульминации, фестиваль Спивакова будет богат и другими весьма приятными концертами. Из гастролеров прибудет французское фортепианное трио "Wanderer" с сочинениями Гайдна, Шоссона и Брамса (26 сентября). 4 октября предполагается достойное исполнение оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" благодаря участию приезжающей звезды, замечательного баритона Сергея Лейферкуса; в этот вечер Спиваков дирижирует "Виртуозами Москвы", партию Моцарта споет Дмитрий Корчак, а сначала прозвучит "Реквием" Керубини с хором Виктора Попова.

Налет сенсационности уже пытаются придать и концерту 2 октября с участием двух камерных оркестров - "Виртуозов Москвы" и "Солистов Москвы" Юрия Башмета. Так должна быть поставлена точка во враждебных отношениях между двумя знаменитостями (Башмет, по крайней мере, не скрывал этой враждебности в своих интервью), некогда так чудно сливавшимися в моцартовской "Кончертанте" для скрипки и альта с оркестром. Именно этот дуэт публике и предстоит услышать вновь, а откроет концерт кларнетовый квинтет Брамса, переложенный Башметом для альта с оркестром.

В остальных концертах главной звездой будет сам Спиваков. Откроется фестиваль 25 сентября концертом РНО "Посвящение Шостаковичу", куда помимо 5-й симфонии включены редкая 2-я сюита для джаз-оркестра и вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" с хорошими певцами, Яной Иваниловой, Еленой Новак и Михаилом Губским. 28 сентября Спиваков уже с "Виртуозами": Концерт Баха для скрипки и гобоя (солисты Спиваков и Алексей Уткин) и повторение уже известной музыкально-литературной композиции по "Мессии" Генделя и новелле Стефана Цвейга "Воскресение Георга-Фридриха Генделя" (восемь номеров из оратории будут петь хор Владимира Минина и уже привлекший внимание молодой бас Дмитрий Белосельский, текст же представит Олег Табаков). Наконец, 30 сентября - посвященный Давиду Ойстраху сольный концерт Спивакова с пианистом Александром Гиндиным, последнее время часто привлекаемым Спиваковым в свои концерты. В программе - скрипичные шедевры: 10-я соната Бетховена и Соната Сезара Франка.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Влад Бурьян, Правильный выбор /23.03/
"Я здесь только затем, чтобы дать тебе свободную любовь", - говорит Дэвид Гэхен, вокалист группы Depeche Mode, готовящей к выходу новый альбом Exciter, который станет четырежды платиновым по обе стороны Атлантики. Тьфу! Долой маразм советских музобозов. Ведущие СМ(кп)И и так все это напишут. Комментарий д-ра Германа W. Котятко.
Псой Короленко, Шаги комиссара /29.12/
Песнь Песней. Выпуск 13. Илья Темкин и Тристра Ньюйир из нью-йоркского акустического дуэта Comissar Vanishing аккуратно балансируют на грани американского фолка и русской авторской песни, не соскальзывая полностью ни в то, ни в другое.
Псой Короленко, Миллион роз /15.12/
Выпуск 12. По инициативе газеты Московский комсомолец вся страна решила поздравить Аллу Пугачеву с пятидесятилетием, принеся ей под окошко миллион алых роз, как поется в одноименной песне.
Псой Короленко, Друг Большой Литературы /06.12/
Выпуск 11. Шиш Брянский создает гротескный образ мэйнстрима 70-80-х и тут же разрушает его, в качестве альтернативы обращаясь к русскому модернизму, а также к его наследию в роке и авторской песне.
Псой Короленко, Скотоватый Муларик /24.11/
Песнь Песней. Выпуск 10. Алик Копыт считает, что музыкант номер один - это Алик Берензон, кумир одесских свадеб семидесятых годов, номера два нет, а номер три - это Аркадий Северный.
предыдущая в начало следующая
Михаил Жирмунский
Михаил
ЖИРМУНСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru