Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Многосерийный Бетховен
в исполнении Бориса Березовского

Дата публикации:  25 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Когда-то в кругах музыкантов ходила нехорошая байка о концерте некоего пианиста. Молва гласит, что после весьма продолжительной программы и трех бисов выходит конферансье и объявляет утомленной публике: "Людвиг ван Бетховен. 32 сонаты для фортепиано. Исполняется без перерыва", - после чего аудитория падает в обморок.

В случае с выступлением Бориса Березовского, где были заявлены пять концертов Бетховена, некоторые опасения за судьбу слушателей лично у меня были. Шутка ли - два с половиной часа чистой музыки! Сам Березовский на мой тревожный вопрос, смогут ли московские меломаны одолеть такое количество Бетховена, беспечно заявил, что для публики пять концертов венского классика должны быть только в радость, потому как возможность услышать все подряд предоставляется чрезвычайно редко.

И то правда. Согласимся, сама идея сыграть все пять бетховенских концертов не лишена изящества. Желание "объять необъятное" вполне отвечает личности самого Бетховена, его мятущейся революционной натуре. Здесь можно смело говорить о попытке создания своеобразного макроцикла, тем более что концерты были написаны практически один за другим. Уже слушая в консерватории все концерты, поражаешься тому, сколь долгий и богатый событиями путь прошел Бетховен за какие-то несколько лет. По-юношески наивный, мелодичный Второй (по хронологии он на самом деле первый, но венским издателем пронумерованный как Второй) сменяет задиристый и вихрастый Первый, после чего, в обличье многозначительного до-минора следует Третий - угрюмый, исполненный драматизма, но заканчивающийся, подобно Пятой симфонии, победой над мраком. Четвертый и Пятый концерты - взгляд за пределы собственной эпохи: романтичный, со сладкими отзвуками церковных хоралов, Четвертый нарушает все нормы классической формы. Пятый, "Императорский" возвращает нас к пышной, генделевской, репрезентативности, и круг замыкается. То, что связывает всех пятерых собратьев - дивной красоты медленные части, истинно бетховенская лирика, сдержанная и глубокая...

...Цикл, конечно, идея красивая, но слишком интеллектуальная для нашей суетной жизни. Вместо строгой соподчиненности частей целому, потайным лейтмотивам, - рваному сознанию современного музыканта гораздо ближе эстетика мыльной оперы - сериала. В этом случае никто не настроен на восприятие целого, включится в действие можно на любой минуте, как на любой минуте можно и выключиться. В каждой части - конспективно ли, полностью - повторяется типовой набор приемов, сюжетные линии максимально типизированы. У Березовского получился именно сериал - динамичный, интересный, с предсказуемым действием.

Он не охотник за деталями - в его игре россыпи извилистых бетховенских пассажей превращаются в геометрические линии, острота и прямолинейность которых щедро сдобрена педалью. Лишь в "Императорском" концерте Березовский позволил инструменту зазвучать во всю мощь, - до этого вел игру на полутонах, дипломатично избегая резких звуковых градаций, а в медленных частях довольствуясь блеклым "меццо-тинто". Залихватские темпы крайних частей бодрили, но бравада солиста похоронила надежду услышать, например, чудную побочную тему из первой части Третьего концерта, - одну из немногих вокальных тем Бетховена, которая составила бы честь и маститому оперному композитору. Одним словом, Березовский подошел к священной корове фортепьянного репертуара прагматично, если не сказать цинично - пять концертов, проштампованных одной печатью, казались для него лишней возможностью продемонстрировать свою отточенную пассажную технику (что есть, то есть) и невероятную физическую выносливость, которая так запомнилась еще со времен конкурса Чайковского.

Но вечер отнюдь не был потерянным. Откровением - не побоюсь этого слова - стало выступление аккомпанировавшего Березовскому оркестра "Musica Viva". В последние годы имя этого коллектива, ведомого Александром Рудиным, все больше ассоциировалось с домашними посиделками в Третьяковской галерее, где "Musica Viva" имеет свой абонемент. В Большом зале рудинские питомцы продемонстрировали хороший европейский профессионализм - умение мгновенно реагировать на дирижерскую руку, ощущение "общего дыхания", гарантирующего безупречную синхронность оркестровых групп и хороший вкус. Приглашенные духовики органично вписались в общий стиль, и компактная, чрезвычайно мобильная группа инструменталистов обеспечила Березовскому первоклассную поддержку. Благодаря Александру Рудину и его команде спортивный, соревновательский дух мероприятия (кто кого одолеет: Березовский Бетховена - или наоборот) был сведен до минимума. Теперь, после того как опыт увенчался успехом, пусть и относительным, хочется послушать каждый концерт по отдельности.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Мугинштейн, Весна идет /19.09/
Зальцбургский фестиваль-2001 окончен. Завершилась и десятилетняя миссия его руководителя Жерара Мортье: уходя, доктор-радикал назначает последний укол, чтобы буржуазный организм не осовел, а проникся духом беспокойства и тревоги. Будущий же интендант Петер Ружичка грозит отказаться от всяческого деконструктивизма.
Михаил Мугинштейн, Герман - жертва перестройки /14.09/
Мюнхенский фестиваль - старейший в Европе - прочно держит планку. На сей раз фестивальный прорыв огранен девизом "Миф сегодня". В центре - дуэт премьер-раритетов: дилогия Берлиоза "Троянцы" и "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди. Доказывая, что "мифы образуют исторический скелет нашей души и нашей памяти", Питер Джонас связывает в фестивальной концепции времена.
Михаил Мугинштейн, Песнь об олигархах /14.09/
Девиз сегодняшнего Байройтского фестиваля - компромисс. Он чувствуется даже когда привлекаются лидеры современного театра: атмосфера Байройта если не душит, то приглушает прекрасные порывы, это происходит и в нынешнем "Кольце". Вагнер становится бюргером, вселенская символика мифа переодевается в халат воспоминаний, а мир гибнет совсем не грандиозно и катарсиса нет.
Михаил Жирмунский, От мюзикла "Метро" к оперной сказке /21.08/
Помимо мюзикла "Метро", рекламой режиссеру Дмитрию Белову служит стабильное сотрудничество с дирижером Юрием Кочневым в Саратовской опере и недавнее назначение его главным режиссером этого театра.
Михаил Жирмунский, Соната Листа как полромана /15.08/
Беседа с пианистом и писателем Валерием Афанасьевым. "Понизились критерии и слушательские, и исполнительские: не хочется даже обсуждать современных пианистов. Они настолько понизили стандарты в мире, что люди перестали слушать. Публика привыкла к поверхностной атлетической игре, а основа музыки - тишина."
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru