Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20010927_mug.html

Каменное коварство и неспетая любовь : Верди в Вене
Михаил Мугинштейн

Дата публикации:  27 Сентября 2001

Венский фестиваль "Клангбоген" ("Звенящая дуга") проводится в третий раз и набирает вес под руководством Роланда Гайера. В юбилейный год Верди ставка делалась на "Луизу Миллер" по шиллеровской классике "Коварство и любовь". Ожидания усилил еще один юбилей: театр Ан дер Вин - основная площадка фестиваля - отмечал 200 лет, которые вместили ряд великих премьер ("Фиделио" Бетховена, бриллианты Иоганна Штрауса, Кальмана и Легара).

Буря и натиск мещанской драмы Шиллера впервые заставляют Верди спуститься с котурн гиперромантической оперы и вывести на сцену "маленького человека". В то же время, концентрируясь на "семейной" драме, он не акцентирует социально-критические моменты пьесы. Лирический феномен оперы торжествует в великолепном по драматическому развитию финале. Никогда до этого индивидуальные характеристики не достигали у Верди такой гибкости, оркестровка - тонкости, а драматургия (прибавим "Макбета") - такого взаимодействия характеров и обстоятельств. Отчаянный взлет и гибель любви в фатальных объятиях обстоятельств: лейтмотив Верди развивает здесь сквозную тему оперного романтизма.

Сцена из оперы

Однако эта глыба страстей застыла на сцене в глыбе камней. Немецкие творцы - Кристина Милиц (режиссер) и Карин Фриц (сценография и костюмы) с неженской волей и безудержным рационализмом раздавили лирико-психологическую оперу. Надев каски строителей, они усердно завалили действие грудами черных камней (по ходу драмы их накопление душит и зал) - нехитрым символом грядущей катастрофы. По родовому проклятию немецкой режиссуры (а Милиц, к тому же, сформировалась в ГДР) не обошлось и без социальной подкладки. Написанная в непосредственной близости к революции 1848 года, "Луиза Миллер" оживляется классовыми мотивами: мерзкие дворяне в черном пугают ружьями простых людей в зеленом. В общем, тема "Бюргер и революция" проводится независимо от Верди, ставшего вдруг соратником Вагнера. Отношения выстроены по-боевому жестко, так что запутавшиеся в сценических руинах герои гибнут - до трагической развязки - в объятиях режиссера.

Каменный феминистский бутерброд Милиц-Фриц в упаковке фаст фуд отражает штампы европейской ментальности. К сожалению, этот "бутерброд" - без масла: превосходный дирижер Бертран де Бийи и певцы (Луиза - Регина Шерг, Рудольф - Вальтер Фраккаро, Миллер - Бруно Капрони, Граф Вальтер - Аластар Милз) не смогли вылезти из окопов постановки, чем подтвердили ее усредненный формат. Остается с тоской вспоминать прошлогодний фестиваль, где тот же зал раздирали страдания "Вертера" Массне и страсти танго "Марии де Буэнос-Айрес" Пьяццолы.

Посещение фестиваля стало возможным при поддержке авиакомпании "Lufthansa" в Екатеринбурге.