Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Каменное коварство и неспетая любовь : Верди в Вене
Дата публикации:  27 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Венский фестиваль "Клангбоген" ("Звенящая дуга") проводится в третий раз и набирает вес под руководством Роланда Гайера. В юбилейный год Верди ставка делалась на "Луизу Миллер" по шиллеровской классике "Коварство и любовь". Ожидания усилил еще один юбилей: театр Ан дер Вин - основная площадка фестиваля - отмечал 200 лет, которые вместили ряд великих премьер ("Фиделио" Бетховена, бриллианты Иоганна Штрауса, Кальмана и Легара).

Буря и натиск мещанской драмы Шиллера впервые заставляют Верди спуститься с котурн гиперромантической оперы и вывести на сцену "маленького человека". В то же время, концентрируясь на "семейной" драме, он не акцентирует социально-критические моменты пьесы. Лирический феномен оперы торжествует в великолепном по драматическому развитию финале. Никогда до этого индивидуальные характеристики не достигали у Верди такой гибкости, оркестровка - тонкости, а драматургия (прибавим "Макбета") - такого взаимодействия характеров и обстоятельств. Отчаянный взлет и гибель любви в фатальных объятиях обстоятельств: лейтмотив Верди развивает здесь сквозную тему оперного романтизма.

Сцена из оперы

Однако эта глыба страстей застыла на сцене в глыбе камней. Немецкие творцы - Кристина Милиц (режиссер) и Карин Фриц (сценография и костюмы) с неженской волей и безудержным рационализмом раздавили лирико-психологическую оперу. Надев каски строителей, они усердно завалили действие грудами черных камней (по ходу драмы их накопление душит и зал) - нехитрым символом грядущей катастрофы. По родовому проклятию немецкой режиссуры (а Милиц, к тому же, сформировалась в ГДР) не обошлось и без социальной подкладки. Написанная в непосредственной близости к революции 1848 года, "Луиза Миллер" оживляется классовыми мотивами: мерзкие дворяне в черном пугают ружьями простых людей в зеленом. В общем, тема "Бюргер и революция" проводится независимо от Верди, ставшего вдруг соратником Вагнера. Отношения выстроены по-боевому жестко, так что запутавшиеся в сценических руинах герои гибнут - до трагической развязки - в объятиях режиссера.

Каменный феминистский бутерброд Милиц-Фриц в упаковке фаст фуд отражает штампы европейской ментальности. К сожалению, этот "бутерброд" - без масла: превосходный дирижер Бертран де Бийи и певцы (Луиза - Регина Шерг, Рудольф - Вальтер Фраккаро, Миллер - Бруно Капрони, Граф Вальтер - Аластар Милз) не смогли вылезти из окопов постановки, чем подтвердили ее усредненный формат. Остается с тоской вспоминать прошлогодний фестиваль, где тот же зал раздирали страдания "Вертера" Массне и страсти танго "Марии де Буэнос-Айрес" Пьяццолы.

Посещение фестиваля стало возможным при поддержке авиакомпании "Lufthansa" в Екатеринбурге.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Данилов, Кровь арф /26.09/
Кельтская музыка пребывает в божественном мраке. Ею можно бесконечно наслаждаться, но ее невозможно познать. Об этом рассказывают участники кельтского проекта "Тellen Gwad".
Михаил Фихтенгольц, Многосерийный Бетховен /25.09/
В случае с выступлением Бориса Березовского, где были заявлены пять концертов Бетховена, лично у меня были некоторые опасения за судьбу слушателей. Но благодаря А.Рудину и оркестру "Musica Viva" спортивный, соревновательский дух мероприятия (кто кого одолеет: Березовский Бетховена - или наоборот) был сведен до минимума.
Михаил Мугинштейн, Весна идет /19.09/
Зальцбургский фестиваль-2001 окончен. Завершилась и десятилетняя миссия его руководителя Жерара Мортье: уходя, доктор-радикал назначает последний укол, чтобы буржуазный организм не осовел, а проникся духом беспокойства и тревоги. Будущий же интендант Петер Ружичка грозит отказаться от всяческого деконструктивизма.
Михаил Мугинштейн, Герман - жертва перестройки /14.09/
Мюнхенский фестиваль - старейший в Европе - прочно держит планку. На сей раз фестивальный прорыв огранен девизом "Миф сегодня". В центре - дуэт премьер-раритетов: дилогия Берлиоза "Троянцы" и "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди. Доказывая, что "мифы образуют исторический скелет нашей души и нашей памяти", Питер Джонас связывает в фестивальной концепции времена.
Михаил Мугинштейн, Песнь об олигархах /14.09/
Девиз сегодняшнего Байройтского фестиваля - компромисс. Он чувствуется даже когда привлекаются лидеры современного театра: атмосфера Байройта если не душит, то приглушает прекрасные порывы, это происходит и в нынешнем "Кольце". Вагнер становится бюргером, вселенская символика мифа переодевается в халат воспоминаний, а мир гибнет совсем не грандиозно и катарсиса нет.
предыдущая в начало следующая
Михаил Мугинштейн
Михаил
МУГИНШТЕЙН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru