Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Уроки Елены Образцовой
Дата публикации:  23 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Завершившийся недавно в Петербурге Второй международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой стечением обстоятельств предшествовал Конкурсу вокалистов имени Глинки в Челябинске под председательством Ирины Архиповой. Это совпадение, возможно, и сказалось на числе конкурсантов, которые были поставлены перед выбором. В Петербург, например, из 240 заявивших прибыла лишь половина. Не задаваясь целью сравнивать уровень и результаты двух конкурсов, следует, однако, отметить особенности и абсолютную новизну для нашей страны ряда моментов Конкурса Образцовой, которые значительно компенсируют допущенные на этот раз заметные организационные просчеты.

Богатые связи нашей крупнейшей примадонны в мировом оперном истеблишменте дали ей возможность собрать у себя именитое профессиональное жюри, работавшее в западной манере прагматичности и открытости: ведь каждый -персона. Сложилась парадоксальная ситуация: результаты Конкурса явились следствием жесткой объективности - после первого тура сразу было отсеяно около ста человек, а из премий не присудили ни Гран-при, ни Первую; справедливость при этом не вызывала никаких дискуссий даже среди публики. Главными фигурами Конкурса стали приехавшие к Образцовой крупнейшие мировые звезды. 82-летняя Федора Барбьери из Флоренции - примадонна "золотого века" итальянской оперы, певшая и с Тосканини, и с Серафином, и с Караяном в 1940-60-е годы. Она, кстати, замечательно звучит по сей день и любит это показать, как и два года назад, на торжественном закрытии пропевая: "Reverenza", свой знаменитый привет из "Фальстафа". Габриэлла Туччи (ей, невозможно поверить, уже 71!) обладала красивейшим сопрано и пела в Москве на гастролях "Ла Скала" 1964 года в "Трубадуре" и "Турандот". В этот раз она спела две итальянские песенки на открытии конкурса, особо трогательным юмором и артистизмом отличалась "Песня простуженного ребенка" Россини. Румынская примадонна 1970-80-х, живущая во Франции Илеана Котрубас, известна по множеству записей на дисках и видео.

Однако на представлении публике членов жюри во время церемонии открытия в Большом зале филармонии самой громкой овации удостоилась Зара Долуханова, великая певица, не уступавшая в мастерстве и уникальности голоса своим западным коллегам, - воспоминания о ее концертах до сих пор не гаснут. Приветствия Образцовой и ее конкурсу, помимо президента Владимира Путина, прислали такие выдающиеся фигуры оперного мира, как Рената Тебальди, Рената Скотто, Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго.

Присутствие звезд позволило сопроводить Конкурс уникальным для России событием - открытыми и, что совсем невероятно, бесплатными мастер-классами для конкурсантов и студентов Петербургской консерватории, на которые можно было просто заранее записаться. Эта традиция идет с Первого конкурса Образцовой, где мастер-классы давали Барбьери, Рената Скотто и сама Образцова. Для публики уроки знаменитых певиц были примерно тем же, что и спектакли с их участием, каждая будто входила в образ своей сценической героини. Барбьери преподает с феерической интенсивностью и остротой, особенно ощутимой в ее резко саркастических замечаниях. Котрубас, кажется, буквально живет неладами своего студента и с трепетным вниманием выкладывается вся в желании помочь. Туччи отличает благородная деликатность. Все делали упор на одни и те же моменты: дыхание и формирование звука, певческая мимика, совершенная отделка каждой фразы, где сходятся вокал, правильность слова и точное ощущение образа. Не выступая на сцене уже много лет, они могут до сих пор блеснуть в показе правильного и свободно летящего звучания. Впечатляли и на глазах у зала достигаемые результаты. Особая демократичность конкурса позволяла певцам после своего выступления подходить к членам жюри с просьбой разъяснить их ошибки, и примадонны оставались в зале для этих импровизированных уроков.

Помимо певцов в жюри входили заметные театральные деятели - Ренате Купфер (работавшая артистическим директором Гамбургской оперы, затем в компании "Дойче Граммофон", а теперь - артистический директор Римской оперы), Ричард Родзинский (вице-президент Ассоциации музыкальных конкурсов и глава Фонда Вана Клиберна), Ленор Розенберг (заместитель артистического директора "Метрополитен-Опера"). Их суд сообразовывался с современными требованиями к певцам западных театров. В свою очередь, Образцова представляла им сегодняшние возможности российского певческого рынка. Западные специалисты были удивлены обилием у нас настоящих больших голосов, которых они последнее время у себя встречают все реже. С другой стороны, все они были согласны в выводе, что русские певцы в основном плохо обучены, не владеют техникой певческого дыхания, а ко всему прочему -малообразованны, то есть не чувствуют разницы и особенностей музыкальных стилей, а элементарное незнание языков, на которых они поют, заметно мешает им правильно вокализировать. Габриэлла Туччи даже посоветовала нашим певцам лучше учить незнакомый ей самой русский язык: видимо, русское слово часто казалось ей пропетым столь же варварски.

На жестко прагматический замысел конкурса указывала его невероятно сложная программа: жюри не просто смотрело на возможности нынешней молодежи, но искало годных для сцены оперных исполнителей. В отличие от не менее широкого спектра требований, скажем, вокального раздела Конкурса имени Чайковского, Конкурс Образцовой ставил перед исполнителями конкретные задачи. В оперном жанре это владение виртуозностью итальянской романтической оперы бельканто (Россини, Беллини, Доницетти) и более драматически насыщенным стилем Верди (именно по Верди шел отбор на первом туре). Камерный раздел в обязательном порядке включал немецкую и французскую лирику, романсы Чайковского и Рахманинова, а также любого композитора XX века. Лучшему камерному исполнителю в каждом из этих жанров были учреждены специальные призы.

Здесь приходится сразу заметить, что даже среди звездных членов жюри техникой бельканто знаменита лишь Зара Долуханова, а в камерном репертуаре столь разносторонними художниками были опять же только она и сама Елена Образцова. Одно время занималась камерным пением (в основном, в русском и советском репертуаре) член жюри солистка Большого театра Маквала Касрашвили. Все же прочие - стопроцентно оперные артисты.

Столь явное ужесточение требований тем более удивительно при нынешней бедности на голоса и художнические индивидуальности, и потому возникает вопрос в том, сколь они целесообразны. Характерно, что спецприз за камерную музыку не получил никто. Более того - сопрано Елена Семенова (лучшая исполнительница романса Чайковского) и бас Михаил Давыдов (награжденный за "Русскую песню" Свиридова как произведение XX века) летом прошлого года выиграли проводимый Образцовой московский Конкурс камерного пения, а теперь в Петербурге даже не прошли на третий тур. Не прошел на третий тур и баритон из Москвы Илья Кузьмин, признанный лучшим исполнителем немецкой романтической песни (он также премирован Торговой палатой Гамбурга). За исполнение французской музыки не награжден вообще никто, даже единственная французская участница - Сильви Понс.

Еще выводы, имеющие уже, можно сказать, справочный характер: красивыми богатыми голосами обладают уроженцы Молдавии или Кавказа - "стран полуденных", а кроме того, среди одаренных дам преобладают высокие и легкие голоса (до финала не дошли ни драматические сопрано, ни тем более меццо-сопрано), а среди мужчин, напротив, все тот же недостаток полновесных теноров. Успех на Конкурсе имели в большинстве своем певцы, уже работающие в театрах. Сам же факт отказа от присуждения высших наград жюри объяснило желанием поддержать высокую планку, взятую два года назад. Тогда лауреатами стали такие заметные ныне молодые вокалисты, как Любовь Петрова, Айк Мартиросян, Михаил Казаков и Ильдар Абдразаков.

Новые победители (то есть вторые премии) - студентка Воронежской консерватории Ирина Лунгу (подвижное сопрано с красивым верхом) и солистка Казанской оперы Татьяна Мазуренко (более глубокое сопрано с верхними нотами и заметной техникой). Среди мужчин - колоритный солист "Новой оперы" Методие Бужор (подвижный большой бас, однако с неясной дикцией и вокалист пока недостаточно тонкий) и баритон Эдуард Цанга, студент Нижегородской консерватории, одновременно закрепившийся в труппе Мариинского театра. Третья премия среди женщин снова не присуждалась, среди мужчин ее лауреат - грузинский баритон с большим подвижным голосом Георгий Гагнидзе, уже семь лет поющий в Театре имени Палиашвили в Тбилиси.

Среди получивших дипломы наиболее любопытна 24-летняя солистка "Новой оперы" Мария Максакова, полная тезка своей великой бабушки. Аккомпанировал ей сам Михаил Аптекман. Она же и музыкальна, и образованна (в совершенстве поет на языках), хотя голос небольшой, а верхние ноты звучат резковато и натянуто. Екатерина Сюрина вместе с дипломом получила приз зрительских симпатий (телезрители Петербургского канала голосовали во время прямой трансляции третьего тура). Ее особо отметила Елена Образцова, как отметила и Арцвик Демурчян, у которой красивый высокий голос с крепким центром и опят работы в Ереванском оперном театре.

Для успеха следующего Конкурса в сентябре 2003 года во время празднования 300-летия Петербурга остается лишь извлечь уроки организационного порядка.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Малыхин, Новое поколение консерваторов /23.10/
Стратегии обновленной дирекции Большого театра направлены на долгие планомерные реформы. В ситуации, когда до закрытия основного здания Большого театра остаются считанные месяцы, данная позиция кажется наиболее реалистичной из тех, что предлагались за последнее десятилетие.
Аркадий Шпейн, Вечно молодой, вечно пьяный /22.10/
Ник Рок-н-Ролл во "Втором Этаже" - и в первой шеренге.
Михаил Жирмунский, Джесси Норман в Москве /11.10/
Вся непосредственность и огонь этого вулкана остались на репетиции. Со Спиваковым теперь были официальные рукопожатия, общения с залом не происходило.
Михаил Жирмунский, Владимир Спиваков смешивает карты /03.10/
Маэстро настолько мобилизовал свою изобретательность серьезного музыканта и шоумена, что ни один концерт не напоминал предыдущий, несмотря на то, что, действительно, слушали одного Спивакова.
Софья Дымова, Три лика Шостаковича /27.09/
Как фестиваль откроешь - так его и проведешь. В качестве инициирующего аккорда слушателю был предложен Шостакович в ассортименте. Человек несведущий по окончании концерта мог бы подумать, что все три сочинения принадлежат разным композиторам, - в том-то и заключалась хитрая стратегия Спивакова. (+ пара слов по поводу "не той сюиты")
предыдущая в начало следующая
Любовь Рощина
Любовь
РОЩИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru