Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20011116_zh.html

Паганини для альта
Концерт Михаила Березницкого в Рахманиновском зале

Михаил Жирмунский

Дата публикации:  16 Ноября 2001

Выдающегося альтиста Юрия Башмета часто (в силу феноменального мастерства и внешнего сходства) называют "Паганини альта". На днях же альтист Михаил Березницкий, ученик Башмета и победитель его Первого конкурса альтистов 1997 года, сыграл в Рахманиновском зале консерватории программу альтовой музыки Николо Паганини. После того, как Башмет превратил альт в полноправный концертный инструмент и значительно расширил его репертуар, вечера альтовой музыки перестали вызывать вопросы. Деятельность Березницкого в плане открытия слушателям возможностей своего инструмента все более заметна. Тогда как Башмет сейчас больше играет крупные сочинения с оркестром, его ученик продолжает серию интересных камерных программ.

Слышать альтового Паганини практически не случается, да и монографическая программа из сочинений этого композитора не вызывала большого энтузиазма. Все-таки, простонародный гений и виртуоз-новатор ассоциируется не столько с любопытной изысканностью, сколько с салонной красивостью и блеском.

Однако концерт Березницкого стал весьма увлекательным событием. Непривычным оказался тембр всего ансамбля - солирующего альта в сочетании с гитарой (Александр Рейн) и виолончелью (Николай Солонович). Солисты-струнники, надо заметить, идеально приспособили звучание своих инструментов к "мелким" переборам гитары. Поэтому достаточно интересны стали такие салонные номера, как Концертный терцет и Серенада, написанные молодым Паганини в самом начале XIX века, а также вполне милый Полонез для того же состава (видимо, написанный гораздо позже его внучкой по имени Никола). Написанные в более поздние годы Соната для альта и гитары удивляла неожиданными диссонансами, а Квартет (с участием еще и скрипки) поражал богатством романтических мелодий невероятной красоты и силы.

Березницкий, играющий мощным красивым звуком, с размахом серьезного интерпретатора, имея на этот раз дело с Паганини, полностью соответствовал требованию предельной виртуозности. Здесь феерическая "пиротехника" должна захватывать не меньше, чем блеск скрипки, заставляя забывать, что на самом деле звучит довольно громоздкий инструмент с более однообразной палитрой. Наоборот, "скрипичный" верхний регистр оттеняется выразительными "грудными" низами, а возможность сыграть тяжеловесную "поступь" становится одним из живописных средств, которым воспользовался изобретательный итальянец. Именно это и довелось услышать на концерте молодого альтиста.