Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Паганини для альта
Концерт Михаила Березницкого в Рахманиновском зале

Дата публикации:  16 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выдающегося альтиста Юрия Башмета часто (в силу феноменального мастерства и внешнего сходства) называют "Паганини альта". На днях же альтист Михаил Березницкий, ученик Башмета и победитель его Первого конкурса альтистов 1997 года, сыграл в Рахманиновском зале консерватории программу альтовой музыки Николо Паганини. После того, как Башмет превратил альт в полноправный концертный инструмент и значительно расширил его репертуар, вечера альтовой музыки перестали вызывать вопросы. Деятельность Березницкого в плане открытия слушателям возможностей своего инструмента все более заметна. Тогда как Башмет сейчас больше играет крупные сочинения с оркестром, его ученик продолжает серию интересных камерных программ.

Слышать альтового Паганини практически не случается, да и монографическая программа из сочинений этого композитора не вызывала большого энтузиазма. Все-таки, простонародный гений и виртуоз-новатор ассоциируется не столько с любопытной изысканностью, сколько с салонной красивостью и блеском.

Однако концерт Березницкого стал весьма увлекательным событием. Непривычным оказался тембр всего ансамбля - солирующего альта в сочетании с гитарой (Александр Рейн) и виолончелью (Николай Солонович). Солисты-струнники, надо заметить, идеально приспособили звучание своих инструментов к "мелким" переборам гитары. Поэтому достаточно интересны стали такие салонные номера, как Концертный терцет и Серенада, написанные молодым Паганини в самом начале XIX века, а также вполне милый Полонез для того же состава (видимо, написанный гораздо позже его внучкой по имени Никола). Написанные в более поздние годы Соната для альта и гитары удивляла неожиданными диссонансами, а Квартет (с участием еще и скрипки) поражал богатством романтических мелодий невероятной красоты и силы.

Березницкий, играющий мощным красивым звуком, с размахом серьезного интерпретатора, имея на этот раз дело с Паганини, полностью соответствовал требованию предельной виртуозности. Здесь феерическая "пиротехника" должна захватывать не меньше, чем блеск скрипки, заставляя забывать, что на самом деле звучит довольно громоздкий инструмент с более однообразной палитрой. Наоборот, "скрипичный" верхний регистр оттеняется выразительными "грудными" низами, а возможность сыграть тяжеловесную "поступь" становится одним из живописных средств, которым воспользовался изобретательный итальянец. Именно это и довелось услышать на концерте молодого альтиста.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Жирмунский, Про "Пиковую даму" /09.11/
CD с русской оперной и симфонической музыкой. Первая запись оперы, сделанная С.Самосудом, - всепоглощающий водоворот страстей, тогда как взгляд Мелик-Пашаева - лирическое погружение во внутренний мир человека. Знаменитая же запись Марка Эрмлера весьма проигрывает в сравнении с предшествующими, но наиболее приближена к нынче принятому исполнению оперы.
Любовь Рощина, Уроки Елены Образцовой /23.10/
Завершившийся недавно в Петербурге Второй международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой стечением обстоятельств предшествовал Конкурсу вокалистов имени Глинки в Челябинске под председательством Ирины Архиповой...
Михаил Малыхин, Новое поколение консерваторов /23.10/
Стратегии обновленной дирекции Большого театра направлены на долгие планомерные реформы. В ситуации, когда до закрытия основного здания Большого театра остаются считанные месяцы, данная позиция кажется наиболее реалистичной из тех, что предлагались за последнее десятилетие.
Аркадий Шпейн, Вечно молодой, вечно пьяный /22.10/
Ник Рок-н-Ролл во "Втором Этаже" - и в первой шеренге.
Михаил Жирмунский, Джесси Норман в Москве /11.10/
Вся непосредственность и огонь этого вулкана остались на репетиции. Со Спиваковым теперь были официальные рукопожатия, общения с залом не происходило.
предыдущая в начало следующая
Михаил Жирмунский
Михаил
ЖИРМУНСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru