Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20011224_ry.html

Юбилей московской филармонии
Концертная программа уже началась

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  24 Декабря 2001

Двадцатого декабря в столице начался фестиваль, посвященный 80-летию московской филармонии. Он продлится до конца января, ведь 29 января 1922 года в Большом зале консерватории состоялся концерт, ознаменовавший ее торжественное открытие. Звучали Бетховен, Скрябин, Рахманинов. 29 января 2002 года в зале на Никитской вновь прозвучат те же произведения: "Симфония # 9", "Поэма экстаза", "Концерт # 2 для фортепиано с оркестром". А 31 января в зале имени Чайковского фестиваль завершится грандиозным гала-концертом.

Хотя, если быть точной, то 80 лет - это не вся история. Нельзя при разговоре о филармонии не вспомнить московское отделение Русского музыкального общества, которому по сути она наследует. А оно было создано в 1860 году, Так что юбилейная дата может выглядеть куда солидней.
В буклете, впервые (!) изданном за всю почти вековую (вернемся все-таки к отмечаемому юбилею) историю филармонии, приведены слова многих артистов. Хочу процитировать несколько слов Евгения Светланова: "Когда просматриваешь каждодневную афишу Московской филармонии, буквально разбегаются глаза. Я иногда думаю: как же поступают любители музыки? Им бывает очень трудно выбрать: пойдешь в Большой зал или в Зал имени Чайковского - пожертвуешь интересной программой в Доме ученых или Малом зале, и наоборот". Он абсолютно прав. При том, что Москве недостает концертных залов высокого качества, действительно, часто стоишь перед сложным выбором: чем поступиться? Хотя было бы неправдой сказать, что и имеющиеся концертные площадки всегда переполнены. Классическая музыка по-прежнему кажется (многим, но, к счастью, не всем) сложной, в филармонический зал сегодня часто приходят по зову моды, а не по искреннему влечению. Но как точно написала музыковед и культуролог Татьяна Чередниченко в опубликованных "Новым миром" (# 8 за 2001 год) фрагментах книги "Музыкальный запас. 70-е": "Понимание сводится к желанию понять. Одно понимать желательно, другое не желательно: проблема самотождественности". И напоминает, что до эпохи Просвещения никому и в голову не приходило не понимать музыку.

Кстати как раз филармония ведет большую просветительскую работу: более 1000 концертов с начала сезона уже прошло по школам и лицеям. Здесь в основном звучит классика. На ней же построена и фестивальная афиша. Объяснение простое. Время неограниченных государственных дотаций кончилось, приходится рассчитывать на самих себя. Поэтому афиша составляется с учетом пожеланий исполнителей и требований публики. Современная √ серьезная - музыка, к сожалению, не обеспечивает должной заполняемости залов. Об этом говорил на пресс-конференции, предшествовавшей фестивалю, генеральный директор филармонии Александр Безруков.

Строгий взыскательный критик вправе критиковать афишу праздничных концертов. Но устроителям хотелось сделать это 80-летие не событием для "узких" специалистов, а праздником для всех любителей музыки. Программа, может быть, не слишком оригинальная, но вполне достойная и интересная. Фестиваль открыл концерт Гарри Гродберга: в зале имени Чайковского звучал И.С.Бах. Немыслимо перечислить всех - на то есть подробная афиша, назову Виктора Третьякова, Николая Петрова, Александра Князева, Василия Синайского, Эдуарда Грача, Элисо Вирсаладзе, Наталию Гутман...

Кроме буклета к юбилею была выпущена звуковая летопись филармонии, это - три лазерных диска. Понятно, что на трех дисках представить все нельзя. Но это только начало большой работы. "Звучащая история. Золотые страницы" - некоммерческий проект, его тираж всего тысяча экземпляров. Здесь представлены записи из собрания Гостелерадиофонда, агентства "Звук", частных коллекций. Чтобы не нарушать авторские права, ограничивались 3-4 минутами звучания. Но теперь понятно, что делать дальше: осуществлять запись самим и не зависеть от чьего-либо доброго (или наоборот) расположения духа. По этой же причине образован и Международный фонд поддержки московской филармонии. Его задача - сплотить людей, заинтересованных в работе этого уникального концертного объединения, аккумулировать средства. Вскоре появится расчетный счет фонда, его попечительский совет. Ход не нов, но все это, Бог даст, послужит завтрашнему дню филармонии.

Фестиваль пройдет в Большом и Малом залах консерватории и в зале имени Чайковского. Адреса известны, - филармонические. Следите за афишей.