Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20020114.html

"Смерть царя Ирода" как рождение жанра
Михаил Визель

Дата публикации:  14 Января 2002

В первый вечер после Рождества в зале Чайковского ансамблем Opus Posth Татьяны Гринденко, ансамблем "Сирин", оркестром "Гнесинские виртуозы", ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского и рок-группой "Вежливый отказ" было разыграно вертепное действо "Смерть царя Ирода", сочиненное композитором-минималистом Павлом Кармановым с использованием фольклорной музыки и на традиционный же вертепный сюжет.

Заинтересованная московская публика уже третий раз за последние два года наблюдает за попытками далеко не худших представителей современного искусства прорваться сквозь все авангардстские-постмодернистские наслоения к живому религиозному чувству. Ну, пускай не религиозному - хотя бы просто живому.

Первой крупной попыткой такого рода были циклопические "Страсти по Матфею", организованные летом 2000 года в англиканской церкви Св. Андрея Петром Поспеловым (одно время, кстати, редактором отдела культуры РЖ, а ныне - главою управления по творческому планированию Большого театра). Проект вызывал изумление самим составом, от той же Татьяны Гринденко и Вячеслава Гайворонского до Алексея Айги и Псоя Короленко. Но гигантские "Страсти", устроенные почему-то не на Пасху, а на Троицу, в общем, оказались сильно перегружены и поэтому тяжелы для восприятия даже благожелательной и подготовленной публикой.

Почти через год попытка создать актуальное религиозное действо была повторена Александром Бакши и Камой Гинкасом в рамках Театральной олимпиады. Однако их "Полифонию мира" с участием Гидона Кремера, Аркадия Шилклопера и Percussions de Strasbourg тоже постигла относительная неудача - так и осталась непонятым, почему это в золоченом зале академического театра имени Вахтангова в середине мая предпринимается попытка не реконструировать даже, а создать из кирпичиков вечных мифов новую универсальную мифологию.

Нынешнее "вертепное действо" было куда скромнее и, надо сказать, оказалось куда органичнее. Хитрый "мастер церемоний" культурного центра "Дом" Николай Дмитриев заведомо поставил свой проект в более выигрышное положение: "Смерть царя Ирода" разыгрывалась на православное Рождество, что сразу помогало ее перевести из разряда собственно "проектов" и "художественных акций" в более адекватный поставленной задаче контекст. Вопросов "зачем?" и "с какой стати?" по поводу разыгрываемой на сцене немудрящей пьесы (или, скорее, миракля) с плачущей Рахилью, жестокосердным Иродом и неумолимой Смертью у собравшихся не возникало.

По поводу же самого действа можно сказать следующее. Сличение программки с реально происходившим на сцене красноречиво свидетельствовало, что неутомимому Дмитриеву удалось реализовать далеко не все из задуманного. В частности, на наружной афише зала Чайковского значился фольклорист Сергей Старостин, которого на сцене не оказалось.

Зато на ней оказался никак нигде не обозначенный Аркадий Шилклопер. Можно предположить, что ему "перешла" часть партий Старостина (его давнего коллеги по Moscow Art Trio), потому что шилклоперовской валторны было, пожалуй, немного слишком много, особенно на фоне не лучшим образом выстроенного звука. (Справедливости ради надо сказать, что задача перед звукорежиссерами действительно стояла непростая - озвучить в неприспособленном для этого зале два струнных оркестра, два хора, три ударные установки да еще и рок-группу).

Однако в целом минималистическая, но довольно прихотливая музыка Павла Карманова оказалась вполне адекватной поставленной задаче, органично сочетаясь и с народными хорами (причем звучал не только русский фольклор, но явно византийские, армянские и даже ренессансные мотивы), и с музыкой "Вежливого отказа".

Закончилось "Действо", как и положено, апофеозом - звучащей по нарастающей простой и трогательной мелодией. В зале было много пенсионеров, по-видимому, по пригласительным билетам, и в очереди в гардероб я услышал за спиной: "А когда заиграли в конце так громко, я прямо словно на небесах очутилась!"

По-видимому, почтенная дама впервые в жизни услышала нормальную, не попсовую электрогитару и бас, но так этого и не поняла. С удовольствием констатирую: "Смерти царя Ирода" в целом удалось мягко и ненавязчиво соединить различные музыкальные и стилистические элементы в нужном месте и в нужное время.