Русский Журнал / Обзоры / Музыка
www.russ.ru/culture/song/20020129.html

Фестиваль ради выставки
Владимир Мартынов в центре "Дом"

Ольга Романцова

Дата публикации:  29 Января 2002

В центре альтернативной музыки "Дом" прошел фестиваль композитора Владимира Мартынова "Танцы Кали-Юги". Композитор, чьи сочинения с одинаковым успехом исполняются и в Большом зале консерватории, и в культурном центре "Дом", относится к немногим представителям композиторского цеха, известным за пределами профессиональной сферы. Большинство его коллег или навсегда переселилось на Западе, или пишут "для себя" в надежде на лучшие времена. Мартынов не собирается никуда уезжать и активно работает для отечественных слушателей.

Музыковеды называют Мартынова минималистом, концептуалистом и создателем "неоканонического" стиля. Он принадлежит к поколению авангардистов, оставшихся в тени композиторского трио: Денисов-Шнитке-Губайдулина. В 70-х, когда Мартынова называли надеждой новой музыки, композитор порвал с музыкальным авангардом и с головой ушел в рок. А потом, когда созданная им рок-группа стала пользоваться известностью, - перестал сочинять вообще.

В период, который Мартынов называет "уходом от музыки" он написал книгу по истории богослужебного пения и создал новую философско-музыкальную концепцию. Вернувшись, по-прежнему пишет книги и сочиняет паралитургические произведения на православные и католические тексты в традициях богослужебного пения. "Плач Пророка Иеремии" - книга Ветхого Завета, положенная на пение, - не укладывается в рамки ни одного из признанных академических жанров. "Апокалипсис", написанный на текст Откровения Иоанна Богослова, расширяет привычные представления о музыке. Сочинение для мужского хора и хора мальчиков a capella длится около двух часов. Текст "Апокалипсиса" исполняется в нем целиком, от первых строк до заключительной фразы "Ей, гряди, Господи Иисусе". Оба эти произведения стали театральными спектаклями. "Плач Иеремии" поставил Анатолий Васильев, "Апокалипсис" - Юрий Любимов. Ни один композитор кроме Мартынова еще не работал одновременно с двумя театральными мэтрами.

Но богословие и знаменный распев - лишь одно из интересующих Мартынова направлений. Он занимается русским фольклором, восточной философией, текстами Хармса, Введенского и Хлебникова, часто строит свои опусы на первоэлементах музыки: звуке и ритме. Название его фестиваля "Танцы Кали-Юги" связано с индийской мифологией. В соответствии с ними, вся история Космоса делится на несколько Юг. Кали-Юга - самый последний космический период. Жизнь человека подчиняется его законам. Всякое наше действие - один из танцев Кали-Юги. Но, видимо, иначе и нельзя. Если считаешь, что "цель музыки - осуществлять связь между человеком и космосом" и "звук - структурная единица мироздания", круг познаний и представлений о мире должен непрерывно расширяться.

Мартынов непредсказуем. Порой поиск новых путей заводит его в области искусства, не имеющие к музыке непосредственного отношения. В программу фестиваля входит четыре концерта и выставка. Организацию выставки Мартынов считает даже более важным делом, чем концерты, и говорит, что именно ради нее и был организован фестиваль.

Выставка - вернее, инсталляции - на втором этаже "Дома" действительно получилась необычной. Композитор соединил в ней видеопроекции, фотографии и тексты. Все они так или иначе связаны с идеей исчезновения человечества. На стены выставочного зада проецируется фрагмент из "Смерти в Венеции" Висконти с музыкой Малера, фрагмент из "Людвига" Висконти с музыкой Вагнера и похожие на старинную гравюру кадры облаков из черно-белой картины "Триумф воли", тоже с музыкой Вагнера. Висящие на стенах фотографии морских пейзажей Марии Качуриной украшены надписями. Фрагменты из книги Мишеля Фуко "Слова и вещи" (она заканчивается фразой: "Тогда можно поручиться, что человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке"), цитаты из других книг или просто непонятные иероглифы составляют геометрические фигуры. В последние годы Мартынова все больше занимает идея создания нового синкретического пространства, а котором одновременно происходило бы несколько разных акций: выставка, концерт или спектакль и демонстрация видеопроекций.

Мартынова играет Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и группа "Opus Posth" под руководством Татьяны Гринденко. Фортепьянные произведения Мартынова звучат в авторском исполнении.

Фестиваль завершит концертное исполнение "Илиады". Этот опус, написанный на текст 23-й песни "Илиады" Гомера, предназначен для нового спектакля Анатолия Васильева. Немногие счастливцы смогли увидеть эту работу во время Театральной Олимпиады в Москве.