Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Юбилейный фестиваль завершен
Дата публикации:  5 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Большой фестиваль, посвященный 80-летию филармонии, завершился грандиозным дивертисментом. Фестиваль начался еще в декабре и длился весь январь. В программу были включены обычные "абонементные" концерты, которые не отличались особой праздничностью. Но "шапка" 80-летия все-таки придавала им несколько иной смысл. Можно назвать этот фестиваль отчетом, ведь в нем приняли участие многие звезды классической музыки. К сожалению, не все. Но их неучастие, к счастью, означает востребованность в мире музыки: они были просто заняты, выполняя определенные строчки контрактов. А значит, марка московской филармонии так или иначе звучит повсюду. Почти все отечественные исполнители, чья карьера началась в советские времена, были артистами филармонии.

31 января в зале имени Чайковского "отгремел" последний "залп" - прозвучал заключительный концерт фестиваля. Это и был "юбилейный дивертисмент". Если буквально перевести с французского, дивертисмент означает увеселение. Действо начиналось еще в фойе: звучала бодрая музыка, под которую каждый мог выпить бокал шампанского. Ухо улавливало и "Yesterday" Леннона - Маккартни, и танго "Рио-Рита", крадущуюся мелодию из "Розовой пантеры" и даже знаменитые "7 - 40". Публику развлекал "Брасс (что значит - медь) - квинтет" имени Т.Докшицера. Оригинальные аранжировки, непринужденная манера исполнения создавали легкую, атмосферу.

Организаторы и режиссер вечера Станислав Митин постарались учесть все. Чтобы не тратить время на объявление номеров медленно вышагивающим туда-сюда ведущим, они каждому слушателю положили на кресло программу концерта. Одно выступление отделялось от следующего или хроникой прошлых лет, которая запечатлела великих музыкантов, или записанными на видео поздравлениями тех артистов, которые не смогли принять участие в гала-концерте. Два больших экрана, стоящих на сцене, позволяли всему залу хорошо рассмотреть говоривших. Павел Лисициан заметил, что 80 - это не возраст, ведь ему уже 90 (во что трудно поверить). И пожелал филармонии расцвета, благополучия и, конечно, интересных работ, которые и составляют основу ее деятельности. Пока глаза зрителей были устремлены на экран, на сцене происходили тихие и быстрые перемещения. Концерт шел в ритме "нон-стоп".

Музыканты умеют шутить как никто: на таких вечерах нет нужды произносить слова, которые часто не остроумны, даже бессмысленны. К счастью, есть музыка, которая без вреда для себя может звучать в невообразимо смешном сочетании, есть жест, говорящий много больше слов. И юбилейный дивертисмент был наполнен ощущением вот такого капустника, хотя многие номера были вполне серьезны и академичны.

Именно после поздравления Лисициана на сцену вышли солисты московских театров, лауреаты различных конкурсов Маргарита Мамсирова, Марина Андреева, Виктория Лямина, Валентин Дубовской, Валерий Планкин, Виктор Параскева. Они исполнили секстет из оперы Джоаккино Россини "Золушка". Конфликт музыкальных тем был разыгран артистами с шармом и выдумкой. Каждый вокалист не только изображал свой персонаж и его взаимоотношения с другими героями, но и подчеркивал те свойственные "тенору" или "сопрано" штампы, благодаря которым опера и превращается в "вампуку". Тут и отставленная в сторону ножка, и выход вперед, чтобы "подать" получше только себя. Седьмым участником секстета стал дирижер Владимир Понькин, который, словно слуга просцениума, бродил между исполнителями, когда - руководя ими, пытаясь заставить их двигаться синхронно, когда - безмолвно наблюдая.

После поздравления Игоря Моисеева на сцене оказались три страстных аргентинских гаучо, чей танец, невзирая на годы, по-прежнему энергичен и зажигателен. Долгие 65 лет (ансамбль Моисеева скоро празднует свой юбилей) моисеевцы царствуют на сцене. Когда-то они, одни из немногих, были постоянным источником валюты Советского Союза. Рассказывают, что когда в Москву была привезена "Мона Лиза" Да Винчи, за нее надо было уплатить огромную страховку. Денег, как всегда не было. И тогда Екатерина Фурцева, министр культуры, произнесла известную фразу: "Отправим за границу ансамбль Моисеева, заработают". За порядок слов не отвечаю, но смысл точен.

Первое отделение концерта завершал камерный ансамбль "Академия старинной музыки" Татьяны Гринденко. Но в его исполнении прозвучал современный опус "Green DNK" Павла Карманова. Для несколько утомленной разнообразными впечатлениями публики, тем более после юбилейных частушек с подношениями хора имени Пятницкого, это произведение оказалось нелегким (режиссерское чутье тут немного изменило Митину). Но мастерское исполнение преодолело возникшие сложности и заставило зал внимательно вслушаться в прихотливую вязь струнных. Насыщенная мотивами фуга, захватывающая с каждым повтором новый инструмент, от приглушенных конфликтов переходила к неожиданному унисону, чтобы тут же вновь рассыпаться на отдельные мелодии.

Короткий антракт дал возможность чуть перехватить воздуха перед новым "погружением". Вновь на сцене появился государственный симфонический оркестр, руководимый Владимиром Понькиным. Раздались звуки Иоганна Штрауса. Его вальс "Сказки венского леса" в исполнении Ольги Чесноковой, солистки одновременно московской филармонии и национальной оперы Бельгии, прозвучал действительно сказочно. Сложные фиоритуры воспринимались как непритязательная мелодия, напеваемая легко, без усилий. Голос буквально обволакивал оркестр, который аккомпанировал ему.

Россини в этот вечер прозвучал еще раз. Только уже в фортепианной "Фантазии на тему из оперы "Севильский цирюльник" Григория Гинзбурга. Написанная с поистине листовским размахом, она требует от пианиста не просто техники, но вкуса и настоящего мастерства. Денис Мацуев все это продемонстрировал. Знаменитую песню Джорджа Гершвина "Тот, кого люблю" Мацуев исполнил вместе с Георгием Гараняном (саксофон) и оркестром. Во время фестиваля состоялись два концерта, где Эллингтон спорил с Моцартом, а Штраус оппонировал Уэбберу.

Несколько неожиданно выступил хор академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. В его исполнении, уже в завершение концерта, прозвучали "Вакхическая песнь" Чайковского и "Многия лета" Бортнянского. Внешний облик артистов в защитного цвета форме настраивает на советско-патриотический (не смотря на прошедшие годы) лад. Но преодоление зрительских стереотипов, пожалуй, одна из самых трудных задач: сложнее всего - изменить привычку, данную нам свыше. Но что-что, а петь хор умеет, и новый репертуар звучит стройно и слаженно, хоть и немного по-военному.

В довершение всего на сцене засверкал фейерверк. Фестиваль завершен. Филармония вступила в 81-й год. Афиши на февраль уже развешаны. Идет работа на составлением мартовских.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Романцова, Фестиваль ради выставки /29.01/
Музыковеды называют Мартынова минималистом, концептуалистом и создателем "неоканонического" стиля.
Андрей Хрипин, Усталые атланты по-прежнему крепко держат небо /25.01/
На наших глазах Москва преображается в гостиный двор для заезжих знаменитостей - невиданный урожай в области классики собрал год минувший. Хотя концерт Зубина Мета получился с несколько заниженным энергетическим градусом: особенно пострадала Первая симфония Малера.
Михаил Визель, "Смерть царя Ирода" как рождение жанра /14.01/
Заинтересованная московская публика уже третий раз за последние два года наблюдает за попытками представителей современного искусства прорваться сквозь авангардистские-постмодернистские наслоения к живому религиозному чувству.
Татьяна Рыбакина, Фестивальные будни /11.01/
Идет фестиваль, посвященный 80-летию столичной филармонии. В афише - известные имена.
Аркадий Шпейн, Пост-Псой : последняя песенка /09.01/
"Молодежный филолог и акын" Псой Короленко применил свой метод к собственному творчеству.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru