Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
О Владимире Крайневе и о том, как его принимали в Харькове
Музыкант и его конкурс

Дата публикации:  11 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С тех пор и по сей день В.Крайнев ни на йоту не снижает высокой художественной планки, взятой им в начале творческого пути. Он - истинный артист. Романтик. Темперамент, сила и искренность чувствования, неподдельность переживания - вот что, прежде всего, привлекает слушателей в его игре. Большое значение придает звуку и всю жизнь работает над ним, стремясь преодолеть клавишно-ударную природу инструмента и овладеть идеальной кантиленой. В последние годы нашел в своей звуковой палитре поразительное по характеру piano - и нежное, и глубокое, и певучее. "Окрасил" этим piano Мазурки Шопена, своего любимого композитора, и как бы подарил нам эти многозначные миниатюры в новом качестве... Импульсивен. Подвластен эмоциям больше, чем рациональным идеям. Оттого непредсказуем. И как все артисты такого склада, играет порой неровно: на несколько эталонных концертов может прийтись один не удачный. Репертуар - огромный: от Баха до Прокофьева, Шостаковича, Щедрина... Впрочем, к конструктивной, так называемой, авангардной музыке XX века - западной, отечественной - по собственному признанию, не склонен. Исключением стал Фортепианный концерт А.Шнитке, посвященный автором В.Крайневу. Но пианист воспринимает - и играет - это сочинение как романтическое. И здесь есть доля истины: Шнитке, посвящая свои инструментальные концерты известным артистам (Н.Гутман, Ю.Башмету, Г.Кремеру), в музыке невольно отражал суть творческой натуры каждого из них... Как любой настоящий артист, В.Крайнев имеет свои художественные пики. Вот лишь некоторые из них: "Картинки с выставки" Мусоргского, Мазурки, Скерцо и Второй фортепианный концерт Шопена, "Симфонические этюды" Шумана, Вторая и Восьмая сонаты, Первый и Третий концерты Прокофьева, Первый фортепьянный концерт Равеля, "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова, Второй фортепьянный концерт Эшпая, уже упоминавшийся концерт Шнитке... В конце 80-х годов В.Крайнев вместе с Литовским камерным оркестром под управлением С.Сондецкиса сыграл в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Каунасе все 27 фортепьянных концерта Моцарта. Одновременно осуществлялась запись на фирме "Мелодия". Но... записать успели только 12 - распалось советское государство, прекратила свое существование и "Мелодия". Перед "Моцартовской эпопеей" Крайнев сыграл и записал все 5 фортепьянных концертов Прокофьева - с Московским филармоническим оркестром и своим любимым дирижером Д.Китаенко. Позднее он записал эти концерты еще раз, в Германии, тоже с Д.Китаенко и оркестром Франкфуртского радио.

В.Крайнев очень любит жанр ансамблевого музицирования. С 1973 г. по 1986 г. он часто выступал вместе с Е.Нестеренко. Они исполнили и записали все сочинения Мусоргского для мужского голоса с фортепиано. Незабываемы концерты, в которых звучали романсы Чайковского, Рахманинова. Прекрасный ансамбль сложился у В.Крайнева с виолончелистом А.Рудиным - Шуберт, Брамс, Шостакович. В следующем сезоне В.Крайнев объявил 7 концертных программ из произведений Бетховена - к 175-летию со дня смерти композитора. Вместе с В.Крайневым будут играть А.Рудин, Л.Исакадзе, лауреаты Харьковского конкурса юных пианистов В.Крайнева. Концерты эти пройдут в абонементе "В.Крайнев приглашает" (абонемент существует с 1995 г. и вначале назывался "В.Крайнев, его ученики и друзья"): 4 концерта проходят осенью, 4 - весной. Принцип построения программ чаще всего - циклический. К примеру: все клавирные концерты И.С.Баха, все 5 фортепианных концерта Рахманинова.

Энергия Крайнева поистине неистощима. Именно она диктует и поддерживает высокую степень интенсивности творческой жизни, которой живет Крайнев. Начав в 1987 г. преподавательскую деятельность в Московской консерватории, он почувствовал и понял, что это - его второе призвание. С 1992 г. Крайнев преподает в Высшей музыкальной школе г.Ганновера. Получив там в 1994 г. звание профессора, вынужден был оставить Московскую консерваторию: работа в 2-х учебных заведениях по законам Германии не разрешается... Именно в эти годы произошли два события, которые существенно раздвинули рамки и без того насыщенной творческой деятельности В.Крайнева. В 1992 г. состоялся Первый конкурс юных пианистов его имени в г.Харькове. А в 1994 г. он учредил собственный Международный благотворительный фонд (президент - В.Крайнев, исполнительный директор - Е.Ширман). Учреждение фонда было, конечно же, инициировано рождением конкурса: появилась необходимость спонсировать концерты лауреатов, их дальнейшее обучение. Некоторые лауреаты получают стипендии. Кроме того в 1998 г. Крайнев "затеял" фестиваль в Киеве - с участием и харьковских лауреатов, и многих известных музыкантов, отечественных и зарубежных. Проведение киевских фестивалей - тоже забота фонда. Спонсоры есть, и их немало. Разумеется, и сам Владимир Всеволодович немалые деньги вкладывает в свой фонд... Вот так и течет жизнь всемирно известного пианиста: около 40 концертов в год - сольных, камерных, симфонических - в России и странах Европы. Мастер-классы в Европе, в Корее. Заботы о фонде - то есть о своих учениках прежде всего. И большой класс в Ганноверской Высшей музыкальной школе. К каждому ученику Крайнев относится как к собственному ребенку. Не только учит - и прекрасно, но постоянно принимает детей в своем гостеприимном доме, российским студентам помогает материально. Кроме того, организует упомянутые уже киевские фестивали. Участвует в жюри Международных конкурсов: дважды - имени Чайковского и тоже дважды - имени Прокофьева (Санкт-Петербург). На Прокофьевском международном конкурсе Крайнев был председателем жюри соревнования пианистов. И раз в 2 года - "собственный" конкурс в г.Харькове, на котором он - постоянный председатель жюри.

В нынешнем году Международный конкурс юных пианистов В.Крайнева проходил (как всегда, в конце марта) шестой раз и отметил свое десятилетие (напомним: первый состоялся в 1992 г.). В 1997 г. он вошел в Европейскую федерацию юношеских конкурсов... Инициатива проведения этого соревнования принадлежит коллективу Харьковской средней специальной музыкальной школы и прежде всего - ее директору В.Н.Алтухову, человеку, беззаветно преданному искусству и, главное, очень любящему детей. Инициатива была данью имени всемирно известного пианиста (напомним, что он начинал свой путь в большую музыку в Харьковской школе). Соревнуются юные музыканты в Харькове по двум группам: младшая (до 14 лет) и старшая (до 17 лет). В нынешнем году было 70 участников из 11 стран. Отбор участников проводит перед конкурсом специальная комиссия по аудио- и видео- кассетам. Специальные музыкальные школы отбирают конкурсантов самостоятельно. Конкурс проводится с помощью Министерства культуры Украины, Харьковских городских и областных властей (именно эти властные структуры субсидируют конкурс), Харьковского театра оперы и балета (в зале театра по традиции проходит церемония закрытия конкурса - награждение и заключительный концерт лауреатов). У конкурса немало спонсоров - украинских и зарубежных. Своеобразна и актуальна форма спонсорства японской фирмы "Ямаха", которая присылает на каждое соревнование рояль и настройщика. На нынешнем Шестом конкурсе присутствовали президент Европейской федерации юношеских конкурсов Р.Эккерт и директор парижского отделения фирмы "Ямаха" Ш.Кавано. Присутствие высоких должностных лиц свидетельствует, безусловно, о престиже Харьковского соревнования. Кстати, именно об этом говорил на заключительной пресс-конференции господин Эккерт.

Младшая группа на этот раз была творчески значительно ярче старшей. И вот беспрецедентный результат: три Гран-при. Этой высшей наградой были удостоены: 10-летняя Валерия Мирош (Украина) - необыкновенно одухотворенная и с поразительной легкостью справлявшаяся со всеми технологическими трудностями (программа Харьковского конкурса среди аналогичных возрастных соревнований считается самой сложной. Не на всех, к примеру, есть третий тур - выступление участников с оркестром). В.Мирош, несмотря на свой возраст (самая юная участница конкурса), уже имеет две первые премии на Международных конкурсах: "Памяти Горовица" в Киеве и в Донецке - "На родине Прокофьева". Гран-при получил также 12-летний японский пианист Хидеказу Ясуда, обещающий вырасти настоящим виртуозом (японские пианисты в этом году принимали участие в Харьковском соревновании впервые). Он - обладатель двух первых премий на национальных конкурсах в Японии... Третья Гран-при досталась 13-летней Жанг Зуо из Китая. Она безукоризненно играла на всех трех турах. Продемонстрировала творческую самостоятельность и неординарность в трактовке классических произведений (представители Китая, обучающиеся на родине, а не в Европе, США или России - что давно уже стало традицией, - тоже принимали участие в Харьковском конкурсе впервые). Деньги на Гран-при дает лично В.Крайнев... Первую премию в младшей группе получили Екатерина Левченко (Украина) и Нария Ноги (Япония). Вторую - Ксения Родионова (Россия), третью - Мария Народицкая (Украина). В старшей группе Гран-при не была присуждена никому. Первой премии удостоен Александр Маслов (Россия), второй - Тристан Пфафф (Франция), третьей - Валерия Кучеренко (Украина). На третьем туре финалисты младшей группы играли с Харьковским молодежным симфоническом оркестром (дирижер - Р.Нигматулин), а старшей - с симфоническим оркестром Харьковской филармонии (дирижер В.Сиренко).

Конкурсы юных музыкантов открывают таланты, ну а дальше... В.Крайнев всегда подчеркивает, что путь вундеркинда в большое искусство непредсказуем. Здесь многое зависит и от родителей, и от учителей (кстати, на Харьковском конкурсе педагоги победителей получают наградные дипломы), и от окружения - то есть от той среды, в которой живет юный музыкант, - и от того, каковы его интересы, увлечения. Харьковским лауреатам помогает лично В.Крайнев: лучших берет в свой класс в Ганновере, ищет и находит спонсоров, дающих средства на их обучение, присуждает стипендии своего фонда. Ну а некоторые ребята способны платить за обучение сами, получая премии на различных Международных конкурсах... Большую моральную поддержку оказывает он юным лауреатам Харьковского конкурса и тем еще, что включает их в свой популярный московский абонемент "В.Крайнев приглашает". И москвичи хорошо знают многих из них по концертам в Большом зале Московской консерватории: И.Рашковского, И.Четуева, А.Романовского, М.Данченко.

Закрытие Шестого международного харьковского конкурса юных пианистов В.Крайнева состоялось 29 марта. Как всегда, и на этот раз - в оперном театре. Было сказано много теплых слов и о конкурсе, и лауреатах - самим Крайневым, губернатором области Е.Кушнаревым, мэром г.Харькова М.Полипчуком, членами Международного жюри. А потом был концерт победителей. 30 марта они, по традиции, выступали в Киеве, а 3 апреля - в Московской консерватории: в очередном абонементном концерте В.Крайнева они играли вместе с лауреатами прошлых Харьковских соревнований. 4 апреля В.Крайнев улетел в Ганновер - заканчивать свой концертный и преподавательский сезон. А 2-го июня вернется в Москву: в июне состоится XII международный конкурс им.Чайковского, на котором он будет председателем жюри соревнований пианистов.

Владимир Крайнев родился в 1944 г. в г.Красноярске. В 1951 г. поступил в Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1959 г. до 1962 г. - учился в центральной музыкальной школе при Московской консерватории у Анаиды Сумбатян. В 1962 г. поступил в Московскую консерваторию в класс Г.Г.Нейгауза. После его смерти (1964 г.) перешел в класс сына Генриха Густавовича - Станислава Нейгауза. У него закончил консерваторию и аспирантуру - в 1969 г. В 1963 г. получил 2-ую премию на Международном конкурсе в г.Лидсе (Англия), в 1964 г. - первую премию в Лиссабоне (Португалия) на конкурсе им.Виана да Мота. Первый сольный концерт дал в Большом зале Московской консерватории в мае 1964 г. 1970 г. обозначил чрезвычайно важную веху в творческой жизни В.Крайнева: он стал одним из победителей соревнования пианистов на 4-м Международном конкурсе им.П.И.Чайковского (разделил первую премию с английским пианистом Джоном Лиллом), считающемся одним из самых престижных в мире. Эта победа на волне уже состоявшегося признания - подтвердила значимость таланта и мастерства 26-летнего музыканта... В 1986 г. Крайнев стал лауреатом Государственной премии. В 1990-м получил звание Народного артиста СССР.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Гюляра Садых-заде, Завершая эпоху, или Последний из могикан /09.04/
Говоря о концертах Пендерецкого, непременно нужно уточнять: в каком качестве выступал пан Кшиштоф - как композитор или как дирижер? На сей раз обе ипостаси творческой деятельности знаменитого поляка были представлены.
Татьяна Рыбакина, Наталия и Элисо /05.04/
Неплохо было бы провести опрос зрителей, выбирающих в афише интересующий их концерт. На что в первую очередь они ориентируются: на имя исполнителя или на программу вечера? Наверное, данные окажутся не для всех приятными.
Гюляра Садых-заде, От авангарда до наших дней /25.03/
Караманов - турок по происхождению, принявший православие, - пребывает в совершенно особом культурно-временном континууме, в котором причудливо переплетены христианские и индуистские мотивы.
Софья Дымова, Консерваторские позорники на концерте Марты Аргерих /22.03/
Пятнадцать минут струнного примитивизма и непрекращающейся одышки у медников и ударных - нервы дрогнули. Со второго амфитеатра послышался гневный шепот, а потом - аплодисменты. Рабинович-Бараковский не выдержал такой реакции и ушел. (отзывы)
Аркадий Шпейн, Умный Пьеро /14.03/
К нему не испытываешь жалости, его невозможно любить, над ним невозможно смеяться. Этот Пьеро требует одного: безоговорочного подчинения. "The Tiger Lillies" в Москве и в жизни всего человечества.
предыдущая в начало следующая
Фарида Фахми
Фарида
ФАХМИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru