Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Культура или шоу-бизнес / Обзоры / Музыка < Вы здесь
"Кремль музыкальный" прошел, как всегда, в Кремле
Итоги музыкального фестиваля

Дата публикации:  4 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Международный фестиваль с этим названием прошел, как всегда, в апреле - в нынешнем году уже в третий раз. Его организаторы - Международный благотворительный фонд Николая Петрова, Государственный музей-заповедник "Московский Кремль", Министерство культуры Российской Федерации, Международный культурный центр, Московская государственная академическая филармония... Фестивалей в Москве много, очень много, может быть, даже слишком много. Больших и маленьких, одноразовых - посвященных значительной дате композитора, исполнителя - или тематических, повторяющихся из года в год. Жизнь этих фестивалей определяется тем, находят ли они свою собственную нишу в более чем насыщенной и разнообразной музыкальной жизни столицы. Похоже, что фестиваль Николая Петрова - всемирно известного пианиста, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России, профессора - свою нишу нашел. Но об этом чуть позже. А сейчас о том, как он родился и о Фонде Николая Петрова. Фонд сложился около четырех лет назад. Это вообще в высшей степени благородный факт - создание благотворительных фондов знаменитыми нашими Российскими музыкантами: Крайневым, Спиваковым, Башметом. Они субсидируют конкурсы молодых, следят за их продвижением в большую артистическую жизнь, финансируют их концертную деятельность, записи... Главная цель создания Фонда Николая Петрова и проведение фестивалей - поддержка юных музыкантов, открытие новых имен. Поддержка эта абсолютно конкретна: многие молодые артисты получают стипендии фонда (по рекомендациям руководства учебных заведений) и обязательно - гонорары за каждое выступление. Николай Арнольдович стремится к тому, чтобы юные музыканты чувствовали и знали: их труд нужен России - и не рвались в поисках заработка за рубеж.

Музыка в Кремле звучит с 1994 года. Инициатором "омузыкаливания" нашей зодческой святыни - Московского Кремля - стала Эльвира Демина, по своей должности отвечающая за концертную жизнь в Кремле. Но единичных концертов ей было мало. Энергия этой женщины и ее любовь к музыке как бы требовали выхода во что-то более значительное, заметное, постоянное. И Николаю Петрову для осуществления его целей тоже хотелось создать что-то собственное внутри потока московской музыкальной жизни. Так случилось, что стремления Деминой и Петрова совпали приблизительно в одно время. И в 2000 году родился фестиваль "Кремль музыкальный". Проходит он в Оружейной палате, в Зале Русского серебра. Вмещает зал всего около 150 мест, но благодаря передачам канала "Культура", которые последовательно освещают все концерты фестиваля вскоре после его окончания - аудитория слушателей расширяется многократно... Скорее всего, организуя свой фестиваль, Николай Арнольдович не предполагал, что воссоздает давнюю традицию музицирования в салоне. Вспомним, где и как проходили концерты знаменитых исполнителей позапрошлого века? В гостиных аристократов, в салонах именитых любителей и покровителей искусств. Большие концертные залы появились значительно позднее, нежели начались триумфальные выступления Листа, Шопена, Фильда и иже с ними. А до того... до того времени были гостиные и салоны. И в них звучала Великая музыка. Здесь отнюдь не имеется в виду "салонная музыка" или "салонное искусство" вообще, которому, с точки зрения эстетики, присущи объективные отрицательные черты, - но только размеры пространства, в которое в далекие времена естественно "вписывалось" музицирование знаменитых артистов. Артист максимально приближен к небольшой аудитории. А аудитория эта - 50, 100 человек - воспринимает "высказывания" артиста так, будто они обращены лично к каждому слушающему. Вот эта особая атмосфера общения, интонация доверительности, возникающая между исполнителем и слушателем, не разделенными сценой, - одна из главных примет фестиваля "Кремль музыкальный", суть той духовной ниши, которую фестиваль этот создал и утвердил.

Фестиваль Николая Петрова втягивает в свою ауру новые имена, новые (в рамках этого события) коллективы, расширяет жанровые границы концертных программ. К примеру, впервые в нынешнем году на заключительном концерте - 28 апреля - выступил Академический камерный оркестр "Musica Viva" во главе с Александром Рудиным. Они играли Гайдна и Элгара, а вместе с Н.Петровым - один из концертов Моцарта (#27). Впервые на фестивале состоялся концерт солистов "Новой оперы" - они исполняли популярные романсы, арии и ансамбли из опер русских и зарубежных композиторов. Пели очень хорошо - в театре Евгения Колобова плохо не поет никто. Вот их имена: Наталья Креслина, Татьяна Смирнова, Маргарита Некрасова, Екатерина Сюрина, Олег Шаготцкий, Александр Скварко, Владимир Кудашев. Самых добрых слов адрес заслуживает концертмейстер Екатерина Маклярская, и физически, и творчески, с высоким профессиональным достоинством выдержавшая этот трудный концерт... В развитии своей главной идеи - "Дорога молодым" - Николай Петров, кроме традиционного концерта стипендиатов фонда, - организовал еще два очень интересных "молодежных" концерта: в одном выступали скрипач Дмитрий Коган и пианист Иван Рудин, в другом лауреаты Международных конкурсов, пианисты Алексей Гринюк и Евгений Михайлов... Дмитрий Коган - внук знаменитого Леонида Когана - уже принимал участие в концертах фестиваля Н.Петрова раньше. Но на этот раз впервые выступил крупно, значительно: играл знаменитую "Чакону" И.-С. Баха и Сонату-балладу Э. Изаи для скрипки соло. Есть еще в этом молодом музыканте некоторая угловатость и, пожалуй, тяжеловесность. Однако думается, что это все - преодолимо. А главное - артистизм, чистота интонации - налицо. Иван Рудин, сын виолончелиста и дирижера Александра Рудина, следом за Д.Коганом сыграл увертюру к опере Вагнера "Тангейзер" в концертной обработке Листа. Прекрасные руки, мягкий, мощный и глубокий звук, никаких технических проблем но... пока еще недостает молодому пианисту воодушевления и живости чувства. Во втором отделении концерта музыканты играли в тандеме: сонаты для скрипки и фортепиано К. Дебюсси (соль минор) и С. Прокофьева (ре мажор).

Концерт лауреатов Международных конкурсов снискал особенную признательность аудитории. Знакомство с новыми именами - всегда очень интересно. И слушатели, как говорится, с большим энтузиазмом встретили и Алексея Гринюка (победителя Международного конкурса им. Владимира Горовица в Киеве, в 1999г.) и Евгения Михайлова, победителя Первого Международного Российско-американского конкурса им. Рахманинова (апрель 2002 г., Лос-Анджелес) и Первого международного конкурса им. Скрябина (Нижний Новгород 1995г.). Гринюк играл сонаты Д.Скарлатти, пьесы Листа и Шопена. Виртуоз, безусловно, однако несколько поверхностно осмысливает музыкальный материал. Имеет здесь значение возраст (ему 24 года) или это - его натура, покажет время. А вот 29-летний Евгений Михайлов играл (Скрябина и Рахманинова) с глубоким чувством, зрело, умно и темпераментно.

Традиция фестиваля - выступления польских музыкантов - в предыдущие годы подарила нам радость знакомства с молодым пианистом Кшиштофом Броя, а в нынешнем познакомила со струнным квинтетом "Солисты Варшавы" и пианистом Каролем Радзивоновичем. В их исполнении прозвучали переложения для камерного ансамбля фортепианных сочинений Шопена (само по себе явление - эксклюзивное, и исполнение было впечатляющим). И большой секстет Глинки, в исполнении которого вместе с польским струнным квинтетом участвовала молодая пианистка Полина Беспалько. Воспитанница Н.Петрова, она на прошлогоднем фестивале играла в сборном концерте стипендиатов фонда Петрова. Потом (в мае 2001г.) выступила в симфоническом концерте из произведений Б.Мартину (Большой зал консерватории). И вот теперь предстала перед нами в новом качестве, блестяще исполнив фортепианную партию в секстете Глинки... А начинался Третий международный фестиваль "Кремль музыкальный" (22 апреля) с сольного концерта Николая Петрова: Франк, Шуберт, Мендельсон, Лист. В этой разнообразной и разнохарактерной программе выдающийся Мастер впервые играл на рояле известной немецкой фирмы "Зайлер", и продемонстрировал высокие качества этого инструмента: певучий и глубокий звук, легкость клавиатуры, и как бы вовсе не слышную при прикосновении к ней педаль. Думается, что и всем пианистам в последующих концертах "общение" с этим роялем ничего, кроме удовольствия, не доставило... Кстати, нынешний президент потомственной фирмы, выпускающей пианино и рояли, - госпожа Урсула Зайлер подарила этот инструмент фонду Н.Петрова, специально для его фестивалей. Храниться он будет в здании фонда, на Остоженке. Это - своеобразная и очень красивая форма спонсорства, ибо страна наша в хороших инструментах нуждается.

Вообще "спонсорская команда" у фестиваля "Кремль музыкальный" сложилась крепкая, постоянная и довольно-таки мощная. А спонсорство в наше время и с нашими законами - дело героическое. Однако, само имя Н.Петрова, его целеустремленность, упорство и преданность делу Генерального директора фонда Николая Попова - дали замечательные результаты. И теперь уже можно с уверенностью сказать: своеобразный фестиваль, "поселившийся" в небольшом зале Оружейной палаты, в окружении больших и малых изделий из серебра, - живет и будет жить.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Культура или шоу-бизнес' (архив темы):
Илья Смирнов, Политэкономия для муз /04.05/
Результат творческого труда, раз он продается и покупается, представляет собой специфический товар. И рынок, с ним связанный, очень непохож на рынок молочных продуктов или стиральных порошков. Главную особенность этого необычного рынка отметил пушкинский Книгопродавец без малого 180 лет тому назад.
Александра Лаврова, Есть город золотой /29.04/
Несколько лет назад директор одного провинциального театра, весьма почтенная во всех отношениях дама, перебудила своих коллег-соперниц ночными звонками. Она восклицала: "Мы взяли "Маску"!" Никто ничего не мог понять - "Маска"-то была далеко впереди. Оказалось, директор узнала всего лишь о том, что спектакль ее театра номинирован.
Ольга Галахова, Вопросы без ответов /25.04/
Театр научился считать деньги: средства, полученные от реализации билетов являются существенной статьей, пополняющей бюджет. Вместе с тем, не стоит думать, что интересы кассы не влияют на искусство.
Фарида Фахми
Фарида
ФАХМИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru