Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Фортепианный фантом
Дата публикации:  24 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ни одного интервью российской прессе, ни одного комментария по поводу бушующих вокруг него многочисленных слухов и скандалов, непредсказуемые, редкие и неизменно спорные выступления создали пианисту Михаилу Плетневу репутацию человека-фантома. Скрытность не мешает ему оставаться пианистом номер один в российском табеле о рангах, а возможно, и на мировом культурном Олимпе. Нет ничего удивительного в том, что на его очередное явление в экстрамодерном зале музея А.С.Пушкина сбежалось не менее тысячи настоящих ценителей классики. Зал, правда, смог вместить лишь половину желающих, зато ни у кого из гостей концерта (начиная с завсегдатая светских тусовок Святослава Бэлзы и заканчивая кинозвездой Татьяной Друбич), заплативших за билет порядка трех тысяч рублей, ни разу не зазвенел мобильник, а паузы между частями произведений не нарушил ни один неуместный хлопок сидящих в партере московских чиновников.

Концерт был действительно уникальным - в этот вечер Михаил Плетнев выступал вместе с британским духовым квинтетом London Winds, исполняя камерную музыку композиторов XIX-XX столетий. Звучали фортепианные квинтеты Людвига ван Бетховена и Николая Римского-Корсакова. Чередуясь с камерными ансамблями для духовых Дъердя Лигети и Жана-Мишеля Дамаза, русская и немецкая классика дополняла друг друга. Строгость венского классика, казалось, была пропитана по-русски романтическими рубато, а тридцатиминутная фреска русского композитора-мариниста (автора оперы "Садко" и увертюры "Шахеразада") казалась необычно холодной. Самое странное, что практически все исполненные в программе произведения звучали цельно и стройно. Совсем недавно казалось, что Плетнев ушел в своих творческих поисках и мастерстве так далеко вперед, что играть на равных с ним не удастся уже никому. Одним из первых музыкантов, которого в последние годы переиграл Михаил Плетнев, был Владимир Спиваков, занявший место худрука Российского Национального оркестра. Первое их совместное выступление в Большом зале Московской консерватории два года назад походило на танец балерины со слоном. В любимом Плетневым первом фортепианном концерте Бетховена маэстро играл так изящно и виртуозно, что оркестр под рукой Спивакова казался косноязычным - каждой виртуозной фразе Плетнева-пианиста оркестр дирижера Спивакова отвечал бульдозерно жесткими проигрышами, которые не то что ансамблем, но аккомпанементом назвать было нельзя.

С тех пор оправу холодному бриллиантовому звуку плетневского рояля не мог создать ни один дирижер. Последний пример тому был полугодовой давности московский концерт Израильского симфонического оркестра под управлением Зубина Меты. Взаимонепонимание солиста и дирижера было очевидно даже людям, не сведущим в тонкостях классических жанров, - казалось, будто оркестр Меты играет мягко романтично в манере XIX века, а рояль Плетнева издает звуки, не поддающиеся описанию, рожденные компьютерным XXI веком.

О стиле Плетнева спорят уже лет тридцать - с тех пор как он блестяще одержал победу на Конкурсе им. Чайковского. Его манера исполнения совершенно уникальна. Он создал свой собственный стиль, синтезировав лучшие черты русской исполнительской школы (недаром он был учеником Якова Флиера), подражая звуку Владимира Горовица он обрел свою неповторимую прохладную манеру звукоизвлечения, а от западной современной школы он перенял авангардные тенденции почти спортивной супервиртуозности. Михаил Плетнев на сцене всегда остается вещью в себе, неподвижно, словно мумия, он играет всегда холодно и ясно, рельефно отчеканивая каждый звук и связывая звуки в ювелирно стройные музыкальные фразы, которые больше походят на строгие геометрические формулы. Недаром до сих пор живы предания о необычайных математических способностям Плетнева-школьника, о том, что он в детстве, в отличие от своих неуравновешенных эмоциональных соучеников-пианистов, которые не в состоянии вилку в розетку воткнуть, увлекался радиоэлектроникой и собственноручно собирал телевизор. Плетнева сегодня считают законодателем фортепианной моды. Недаром он остается одним из самых продаваемых за рубежом пианистов транснационального звукозаписывающего лейбла Дойче Граммофон.

К сожалению, с каждым годом Михаил Плетнев все меньше выступает в России. В этом сезоне он отказался от участия в традиционных абонементных концертах в Третьяковской галерее вместе с созданным им Российским национальным оркестром (ныне руководимым Владимиром Спиваковым). По словам пресс-службы РНО, Плетнев отказался от вступлений в качестве пианиста во всех концертах оркестра в следующем сезоне и согласился лишь продирижировать в сезоне 2002-2003 двумя абонементными концертами в Большом зале Московской консерватории. По слухам, в мае, в приватных беседах с российскими продюсерами, Плетенев заявил что после неудачного по его мнению концерта с Зубином Метой он решил иммигрировать в Германию и вообще прекратить выступления со следующего года в качестве пианиста на российской сцене. Эту информацию не опроверг в своем интервью Русскому Журналу и личный директор Михаила Плетнева Олег Полтевский.

По сведениям РЖ, сегодня сразу несколько импресарио предпринимают попытки уговорить Плетнева остаться в России и подписать контракт на серию дорогих сольных концертов в Москве и Санкт-Петербурге. Но маэстро пока не спешит визировать эти бумаги. Вполне возможно, что Плетнев хочет последовать примеру другого нашего бывшего соотечественника - Мстислава Ростроповича, выбравшего роль добровольного изгнанника.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Светлана Баева, Заунывность ветра, медлительность Востока /21.05/
Помимо европейских мэтров, "Богема-джаз" объединил практически всех лучших российских джазменов. Цель фестиваля - показать и тех, и других на одном уровне, на одной сцене.
Евгений Светланов, Остаться самим собой /07.05/
Последнее интервью великого маэстро. "Когда я закончил свой "максимум", на меня наклеили на всю жизнь ярлык "специалиста по русской музыке". Я не возражаю, пускай лучше будет "специалист", чем "неспециалист" ни в чем".
Фарида Фахми, "Кремль музыкальный" прошел, как всегда, в Кремле /04.05/
Фестивалей в Москве много, очень много, может быть, даже слишком много. Похоже, что фестиваль Николая Петрова - всемирно известного пианиста, народного артиста СССР, лауреата Госпремии и профессора - свою нишу нашел.
Влад Бурьян, Диски, выпуск 18 /30.04/
Пройдя до середины свой lifeline, некоторые творческие личности только и начинают по-настоящему расцветать. В творческом смысле. A-ha. Lifelines (2002).
Владимир Крайнев, Не только о скандалах, связанных с Конкурсом имени Чайковского /19.04/
Есть у Жванецкого и целая новелла про то, как я играю на похоронах первых секретарей: "Я еще живой, а Крайнев уже играет".
предыдущая в начало следующая
Михаил Малыхин
Михаил
МАЛЫХИН
mal@expert.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru