Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Своим путем
Андрей Эшпай в Венгерском культурном центре

Дата публикации:  29 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Концертная жизнь Москвы столь напряжена, что нет никакой возможности уследить за всеми событиями. Конечно, есть особо важные персоны, услышать которых просто необходимо, и тогда мы видим, как все издания одно за другим "отмечаются": "И мы там были". В отсутствие таких мероприятий обозреватели оказываются в достаточно разных местах, выбирая свой путь. Но все равно многое проходит мимо внимания читателя. Я бы хотела это внимание чуть задержать на двух концертах, слушательницей которых мне посчастливилось быть. Негромких, небольших, настоящих камерных. Но от этого не ставших менее интересными.

Тут маленькое отступление. Давно все музыканты говорят о необходимости в Москве новых камерных залов. Со скорым закрытием БЗК на многолетний капитальный ремонт столица лишается прекрасного для музыкальных концертов места. Что будет взамен? Вопрос вопросов. Но и сейчас, при еще пока действующем зале, не отпадает потребность в хорошем (а лучше - в хороших) с акустической и географической точек зрения помещениях. Тогда и зрительный зал заполнялся бы полностью, и не было бы - что происходит, к сожалению, часто - кощунственно зияющих пустых мест на прекрасных, по-настоящему чудных концертах. Важно, чтобы люди, от которых это зависит, поняли, что это не блажь отдельных "ненормальных" артистов, а истинная проблема российской культуры. Вся культура не может и не должна быть массовой, для стадионов и огромных дворцов. Человек остается самим собой отнюдь не в толпе. Он становится человеком при серьезной внутренней работе, и академическое искусство тут - подлинный учитель и помощник, как бы выспренно и высокопарно это ни звучало.

Уже в третий раз в Культурном центре Венгерской республики, что на Поварской улице, 21, творческим вечером отмечает свой день рождения Андрей Эшпай. Еще совсем недавно доброе начинание - на наших глазах превращается в традицию. Имя композитора хорошо известно любителям музыки, а сама музыка зачастую известна даже тем, кто и не догадывается об имени автора. Ведь Эшпаю принадлежат не только серьезные произведения: симфонии и концерты, но и песни, и музыка к кинофильмам. Достаточно назвать известную картину "Адъютант его превосходительства", как в памяти пусть не всех, но уж точно старшего и среднего поколений возникнет тревожный мотив начала фильма, промелькнут кадры с прекрасным в белогвардейском мундире Юрием Соломиным.

Свое 77-летие композитор встречает в хорошей форме. Первыми в концерте прозвучали недавно написанные "Пьеса в си" и "Espressivo molto", соответственно, для флейты и скрипки соло. Сложные технически, они требуют от музыкантов подлинного мастерства, но их внешняя виртуозность не заслоняет всей полноты чувств. Сочетая разные регистры флейты, Эшпай использует тембральные особенности инструмента: высокие ноты слышатся с металлическим отзвуком, а низкие шепчут, словно у деревянных духовых. Создается впечатление диалога двух инструментов. Широкое, почти нескончаемое дыхание Владимира Шамиданова, казалось, делало и так протяжную мелодию совсем неостановимой, какой-то всеобъемлющей, раздвигающей стены зала до просторов степи и огромного неба над ней. Леонора Дмитерко, исполняя посвященное ей произведение, была в более сложном положении. Все словосочетания со словом "очень" (molto), относящиеся к музыке, настораживают. Тут же в самом названии - очень выразительно, взволнованно - таится опасность для исполнителя: можно переусердствовать в старании выразить композиторскую волю. К счастью, сам автор помогает, вдруг почти останавливая мелодию, уводя ее в тишину, то стремительно "вонзает" ее вверх, заставляя буквально вбегать на самую высокую ноту. Скрипачка тонко улавливает эту помощь.

Особый восторг зала вызвало то, что всю вторую половину концерта композитор провел за роялем, выступая в дуэте с Леонорой Дмитерко. Он же предварял каждое произведение небольшой историей, демонстрируя тонкий юмор, прекрасную память и самоиронию. Его более ранние произведения с говорящими названиями "Воспоминание" и "Помнишь ты" с элегантными, стильными джазовыми интонациями вызвали одновременно ассоциацию и с марийской пентатоникой, от чего не отрекается и сам композитор. Свободный ритм, неожиданно возникавшие интонации негритянских песнопений вновь подтвердили общность и единство мирового музыкального пространства. Как сказал несколько позже сам композитор: "Чтоб суметь выразить себя, надо хорошо знать других". И он, ученик Арама Хачатуряна, серьезно следует советам своего учителя, на протяжении многих лет не теряя интереса к творчеству коллег. А изысканные мелодии звучали нежно и трогательно, вызывая благодарный отклик зала.

В БЗК в рамках абонемента "Молодые таланты" состоялся концерт Александра Гиндина. Если не знать, сколько артисту лет - а родился он в 1977 году в Москве, - то по количеству его "регалий" можно подумать, что это музыкант уже вполне зрелого возраста. Гиндин - лауреат Х международного конкурса имени П.Чайковского, Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, солист Московской филармонии. Им записано 10 компакт-дисков, а количество фестивалей и городов, где он выступал, вообще трудно подсчитать.

В первом отделении концерта звучала музыка европейских композиторов: Франк и Сен-Санс, во втором - русских: Римский-Корсаков и Мусоргский. В том, как была составлена программа, можно было усмотреть своеобразный зеркальный принцип: одно отделение завершилось, а другое началось фортепианными транскрипциями оркестровых сочинений.

Фортепианные произведения Франка куда менее известны, чем написанные для органа, которые звучат довольно часто. Но постепенно эта часть его творчества все больше привлекает внимание музыкантов. Александр Гиндин выбрал для своего концерта "Прелюдию, хорал и фугу", написанные в 1884 году, то есть почти 120 лет назад. Срок солидный. Но никакой архаичности в музыке нет. Композиторская мысль удивительно современна. Для автора важна опора на выразительную ясную мелодию. Но ясность не оборачивается простоватостью, наоборот, композитор смело использует канонические формы, освобождая их от монументальности, наполняя свободой и импровизацией. Критики любят писать, что рояль звучал как орган. У Гиндина он звучал как рояль. Со звонкими верхами, насыщенными басами и сочной серединой. Широта регистров и их разное тембральное звучание у исполнителя создавали необходимый объем, почти пространственный, музыка, казалось, зримо плыла над залом. Пианист использует все возможности инструмента: разнообразие его туше нескончаемо, динамическая выверенность звукового нарастания или угасания почти ювелирна, рояль под его руками может грохотать, петь, шептать. Его "меццо-форте", что значит - не очень громко, создает впечатление мерцающих бликов, как будто буквально на глазах резкость фотографии при помощи компьютера размывается до тумана, чтобы на "форте" вернуться к яркости и контрастности кадра.

Следующим прозвучал 2 концерт для фортепиано с оркестром Камила Сен-Санса в фортепианной транскрипции Жоржа Бизе. Сочетание композиторских имен само по себе интересно. Не менее выразителен и результат их сотворчества. Часто исполняемый концерт зазвучал по-новому. Все технически сложные эпизоды порадовали легкостью и изяществом. Лирические моменты на "пиано" прозвучали с совершенной динамической ровностью, каждый звук был ясно слышен. Третья часть "Presto" вообще показалась каким-то "Вечным движением", покорив зал стремительностью темпов.

Написанная Римским-Корсаковым для оркестра "Шехеразада" привлекла Сергея Прокофьева разнообразием тем и восточной негой. Все это ярко прозвучало у Александра Гиндина. Но безусловным открытием концерта стали "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского. Почти хрестоматийное, заигранное до невообразимой скуки произведение звучало свежо и оригинально, как будто впервые. Знакомые мелодии поразили своей новизной, словно под толстым слоем более поздних мазков оказалось неизвестное никому изображение. Пианист рискнул - и выиграл. Это смелый шаг - завершать концерт "Картинками". В них нет яркой виртуозности, столь любимой публикой, они непросты для восприятия, требуя не только терпения и внимания, но и серьезного осмысления. Но музыканту удалось захватить зал, преодолеть инерцию восприятия, заставить услышать в "запыленных" мелодиях всего Мусоргского с его болью за человека, его жизнь, его страну.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Светлана Баева, Джазовый постмодернизм /28.05/
Как показал четвертый международный фестиваль "Богема-джаз", этно-джаз становится все более популярным. Может быть, неправ Ян Гарбарек, говоря, что без электроники музыка уже невозможна. Ведь никакое - даже самое совершенное - электрическое звучание не сможет заменить ни волынку, ни флейту.
Михаил Малыхин, Фортепианный фантом /24.05/
О стиле Плетнева спорят уже лет тридцать. Синтезировав лучшие черты русской исполнительской школы, он обрел свою неповторимую манеру звукоизвлечения, а от западной современной школы он перенял почти спортивную виртуозность. К сожалению, Плетнев все меньше выступает в России.
Светлана Баева, Заунывность ветра, медлительность Востока /21.05/
Помимо европейских мэтров, "Богема-джаз" объединил практически всех лучших российских джазменов. Цель фестиваля - показать и тех, и других на одном уровне, на одной сцене.
Евгений Светланов, Остаться самим собой /07.05/
Последнее интервью великого маэстро. "Когда я закончил свой "максимум", на меня наклеили на всю жизнь ярлык "специалиста по русской музыке". Я не возражаю, пускай лучше будет "специалист", чем "неспециалист" ни в чем".
Фарида Фахми, "Кремль музыкальный" прошел, как всегда, в Кремле /04.05/
Фестивалей в Москве много, очень много, может быть, даже слишком много. Похоже, что фестиваль Николая Петрова - всемирно известного пианиста, народного артиста СССР, лауреата Госпремии и профессора - свою нишу нашел.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru